Le Soir | 19 февраля 2001 г.
Калининград - двоякая судьба анклава
Пол Матил
Как будет Гонконг по-русски - не Калининград? Основанный в 13-м веке тевтонскими рыцарями процветающий город, крупнейший торговый порт Балтики, один из ганзейских городов экс-Кенигсберг в результате второй мировой войны отошел к Советскому Союзу и стал Калининградом.
Население нынешней Калининградской области - меньше полмиллиона человек. Живет оно морем (рыбная ловля и судостроение), добычей янтаря и доходами от легкой промышленности. Деловая активность - в упадке. Но она, вместе с тем, компенсируется контрабандой самого различного рода - прежде всего, контрабандой алкоголя и сигарет. Результат: уровень преступности в этом регионе на 30% выше, чем в среднем по России.
Калининград - это и огромная военно-морская база, порт, который находится в распоряжении российского Балтийского флота. У города появились соседи лишь в 1991 году. После крушения Советского Союза, Калининградская область превратилась в анклав между Польшей и Литвой, которые в конечном итоге станут членами Европейского союза.
Именно поэтому в рамках визита европейской ?тройки? в Москву, рассматривался вопрос о Калининградской области. Особое положение этого российского анклава может однажды обернуться катастрофой или принести выгоду как России, так и ?Европе. Калининград в один прекрасный день может стать своего рода Гонконгом на Балтике, особой территорией, принадлежащей России. Проект создания такой зоны включен в повестку дня запланированной на май этого года встречи в верхах Россия-ЕС, которая пройдет в Москве.
Будущее Калининграда станет серьезным тестом общей политической и экономической стратегии России в отношении Европы.
Если анклав сохранит свой военный характер, и, как следствие, останется закрытым и изолированным, и без того достаточно значительные различия между уровнем жизни в Калининграде и соседних с ним странах еще больше обострятся. Со всеми вытекающими из этого последствиями, связанными с риском еще более широкого распространения преступности, нарастания конфликтов с метрополией? и с соседями, уже сейчас испытывающими серьезное беспокойство в связи с распространившимися здесь разнообразными видами незаконной деятельности. Все эти негативные явления могут обрести еще больший размах после присоединения вначале Польши, а затем и Литвы к Европейскому союзу. На границах будет введен жесткий визовый режим, и, если ничего не изменится, границы будут закрыты, что станет помехой для приграничного сосуществования и торговли.
Напротив, в случае частичной демилитаризации, не говоря уже о превращении Калининградской области в безъядерную зону, Калининград может обрести статус свободной экономической зоны, открытой для иностранных инвесторов. Калининград сможет, таким образом, гарантировать большую безопасность своим соседям и Европе, а также открыть перспективы лучшего будущего как для самого себя, так и для всей остальной России. Калининградская область, конечно же, не сумеет сразу достичь такого же уровня процветания, как Гонконг, но может начать выход из географического и экономического тупика - ситуации, при которой исключительно выгодное положение (единственного незамерзающего порта на западе России, расположенного в два раза ближе к Берлину и западным рынкам, чем к Москве) остается источником несчастий, вместо того, чтобы приносить удачу.
Сомнения Кремля вполне понятны. Особый статус влечет за собой большую открытость внешнему миру самого западного региона России и утрату некоторых стратегических козырей. Быстро достижимый прогресс может повлечь за собой опасность разжигания сепаратистских настроений, как в самом анклаве, в некоторых регионах российского Дальнего Востока.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях