The Times | 19 февраля 2002 г.
Чеченскую девушку-подростка "заставили совершить суицидальный теракт"
Ричард Бистон
5 февраля большеглазая девочка-подросток, которую боевики-сепаратисты обманом заставили совершить нападение на милицейский участок в Грозном, стала очередной жертвой суицидального теракта против российских войск в Чечне.
Случай пятнадцатилетней Заремы Инаркаевой - большая редкость, потому что она выжила и смогла рассказать, что с ней произошло. Бомба, которую она несла, взорвалась раньше запланированного срока. Сработавший детонатор стал причиной ее ранения, но не смог инициировать взрыв, которым предполагалось разрушить один из главных милицейских участков города.
Сепаратисты все активнее прибегают к этой тактике. Последние два года, после того, как российская армия вернула город под свой контроль, им приходится выступать в роли обороняющихся. Последняя из целой серии суицидальных атак была совершена в декабре, когда молодая женщина взорвала бомбу, привязанную к ее телу, убив при этом генерала местной милиции. Утверждается, что она мстила за смерть своего брата.
Инаркаева говорит, что ее заставили совершить эту миссию угрозами и насилием, и что она даже не знала, что стала человеком-бомбой. Эта девочка-чеченка с тихим голосом, с которой я беседовал в помещениях штаб-квартиры грозненской милиции, не похожа на человека, преданного какой-либо идее. Она ведет себя, скорее, как застенчивая школьница, нежели как террорист-самоубийца.
Она заявила, что в возрасте 13 лет она была похищена человека, который держал ее в качестве невесты. Она жила в семье этого мужчины, потом бежала и подружилась с девушкой, которая пригласила ее жить у себя на квартире в одном из пострадавших от бомбардировок районов города, где тысячи жителей пытаются выжить в примитивных условиях - без воды, электричества и зарплаты.
Уже здесь Инаркаева познакомилась с тремя мужчинами, у которых, по ее словам, были деньги, оружие, спутниковые телефоны и которые были явно связаны с боевиками. "Они удерживали меня против моей воли и постоянно угрожали мне. В конце концов один их них отвез меня к милицейскому участку на Заводской и приказал мне отнести в здание эту сумку. Она была очень тяжелой, я с трудом несла ее. Потом я почувствовала взрыв", - рассказала она.
Милиционеры поверили ей и сообщили, что ответственные за теракт преступники бежали.
"Она не террорист, - сказал заместитель главы грозненской милиции полковник Султан Сатуев. - Она - просто ребенок, которого использовали. Честно говоря, мы не знаем, что с ней делать. Если мы ее отпустим, они вернутся и убьют ее".
В отличие от Ближнего Востока, где террористами-самоубийцами, как правило, являются мусульмане, ищущие мученическую смерть, в Чечне многие из них - молодые девушки, которых угрозами или взятками заставили стать "камикадзе", как их называют в России.
Инаркаевой, видимо, безопаснее находиться под арестом, чем на улицах города, где люди исчезают или погибают с тревожной регулярностью. В феврале пропал пятидесятилетний Муса Мамедаев, вышедший вечером из дома, чтобы забрать из больницы сестру. Через несколько дней его желтый "Мерседес", изрешеченный пулями, был возвращен без каких-либо объяснений, хотя, судя по пятнам крови в салоне, было очевидно, что Мусу избивали и нанесли ему тяжелые увечья. Свидетели говорят, что видели, как Мусу вытащили из машины и увезли российские военные.
В последней работающей больнице Грозного я встретился с Хасаном, все тело которого было покрыто окровавленными бинтами. Его машина сломалась, и когда он толкал ее к обочине дороги, колесо случайно проехало по мине.
"Он выживет, - сказал доктор Хасан Хаджиев. - Меня тревожит, что будет со всеми нами. Когда мы воевали с немцами, война продолжалась четыре года. Эта тянется уже десять лет. Нам постоянно говорят, что она закончится, но этого не происходит".
Вчера четыре чеченских деревни находились в блокаде. Российские власти обвиняют сепаратистов в том, что те разжигают недовольство среди местных жителей в ходе подготовки к юбилею.
Представитель промосковской чеченской администрации сообщил, что поселки Старые Атаги, Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт перекрыты российскими войсками, которые проводят операции по зачистке. За последние 24 часа задержано более 60 человек, которых подозревают в принадлежности к группировкам боевиков.
Так называемые операции по зачистке разозлили многих чеченцев, которые говорят, что российские военные беспричинно задерживают людей, требуют выкуп за их освобождение, часто пытают или убивают их. Новые Атаги и Старые Атаги находятся в блокаде большую часть февраля. Жители провели в Грозном акции протеста против проводимых операций.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях