Daily Star | 19 февраля 2004 г.
Странная пара. Израиль и Россия бросают вызов ОПЕК
Эд Бланш
Москва стремится обогнать Эр-Рияд по поставкам нефти, и трубопровод, идущий по территории Израиля, вписывается в этот план
Вице-премьер и министр торговли Израиля Эхуд Ольмерт на прошлой неделе побывал в Москве с ясным посланием: нам нужно больше российской нефти.
Москва рада выполнить просьбу, так как 250-километровый нефтепровод от средиземноморского Ашкелона до Эйлата стал жизненно важной артерией российского нефтяного экспорта на Дальний Восток, наиболее быстро развивающийся энергетический рынок, на котором Москва хочет доминировать. Обходя Суэцкий канал, идущий через Израиль нефтепровод Tipline открывает российскому нефтяному экспорту более быстрый и дешевый путь в Азию, тем самым ставя под угрозу арабский экспорт.
Первый танкер отплывет из Израиля с грузом российского сырца, направляясь из Эйлата в Азию, в ноябре. По мнению британского аналитика Саймона Хендерсона, эксперта по региону Персидского залива, это событие "может существенно повлиять на международный нефтяной рынок". Российский нефтяной экспорт не подчиняется квотам Организации стран-экспортеров нефти, и устойчивые российские поставки через Tipline могут снизить мировые цены на нефть.
Новый путь обеспечивает Израилю место на карте нефтяной индустрии, но еще важнее то, что он усилит позиции России на мировом энергетическом рынке, бросая вызов Саудовской Аравии как главному производителю нефти. Сегодня Россия и Саудовская Аравия борются за первое место в списке мировых поставщиков, поставляя примерно 8 млн баррелей в день. Конфронтация между ОПЕК, где Саудовская Аравия задает тон, и Москвой представляется неизбежной.
При цене нефти около 30 долларов за баррель Россия не заинтересована в том, чтобы помогать ОПЕК сбивать цену, и ожидается, что в этом году она увеличит производство. По мнению французского аналитика Франсиса Перрена, "Россия не заинтересована в сотрудничестве с ОПЕК".
Американцы давно хотят подорвать власть ОПЕК, и их контроль над иракской нефтью может этому во многом способствовать. Но сегодня в гонке лидирует Россия, которая хочет за пять лет превзойти Саудовскую Аравию по добыче нефти. По словам Семена Кукеса, генерального директора российского нефтяного гиганта ЮКОС, к 2009 году объем производства российской нефти достигнет 11 млн баррелей в день.
Нефтепровод Tipline укрепляет связи Израиля с Россией в момент, когда многие потребители нефти обеспокоены надежностью поставок из арабского мира и ищут способы уменьшить свою зависимость от таких стран, как Саудовская Аравия. Например, японцы получают из Персидского залива 85% своей нефти и хотят уменьшить эту цифру до 65%.
Возможно, Россия в какой-то момент откроет еще один экспортный путь на Дальний Восток через иранский терминал в Бандар Аббасе, что тоже может уменьшить азиатский спрос на саудовский сырец. В сентябре 2002 года Россия, Иран и Индия подписали соглашение о развитии транспортного коридора север-юг, который будет соперничать с Суэцким каналом. Но для этого требуются миллиардные инвестиции и годы работы, так что этот проект представляется делом отдаленного будущего.
На сегодняшний день Tipline является испытательной площадкой способности России поставлять нефть в Азию, где рынок растет благодаря растущему китайскому спросу на нефть.
Tipline был построен в 1968 году для транспортировки нефти из Ирана в Эйлат, а оттуда в Европу. В тот момент Суэцкий канал был закрыт после войны 1967 года, израильтяне удерживали его восточный берег, а египтяне западный, и благодаря нефтепроводу танкерам не приходилось пускаться в долгий путь вокруг Африки, чтобы добраться до Европы и США.
Израиль получал от Ирана нефть для своих нужд. Но в 1979 году все изменила революция в Иране. Новый режим разорвал все связи с Израилем. Новую жизнь в Tipline вдохнула гибель СССР в 1991 году и увеличение экспорта российской нефти.
Теперь танкеры из Черного моря доставляют нефть в Ашкелон. Большие супертанкеры для этого не нужны, поскольку Турция запрещает кораблям такого размера проходить через Босфор. Но для транспортировки из Эйлата большие танкеры использовать можно. Пропускная способность Tipline - 55 млн тонн нефти в год.
По сообщениям российских СМИ, в этом году Москва перекачает через Израиль 20-30 млн тонн, а также обеспечит потребности Израиля, составляющие 240 тыс. баррелей в день, которые раньше поступали из Египта и Северного моря.
"Даже если нефтепровод будет использоваться на полную мощность, - говорит Хендерсон, - российской нефти, поступающей в Эйлат, хватит только на то, чтобы заполнять один азиатский танкер в два-три дня". Но увеличение пропускной способности увеличит экспорт.
Хендерсон отметил, что транспортировка российской нефти через Израиль увеличивает ее привлекательность для азиатских покупателей, поскольку уничтожает так называемую "азиатскую пошлину", дополнительный доллар за баррель, введенный производителями из региона Персидского залива.
Принц Саудовской Аравии Абдулла, фактический правитель страны, поскольку король Фахд болен уже шесть лет, в сентябре 2003 побывал в Москве в надежде улучшить отношения. Саудовцы подписали пятилетнее соглашение о сотрудничестве в сфере нефти и газа, но Россия, при всей сердечности, не намерена сдерживать увеличение экспорта нефти или добиваться снижения цен.
Россия не забыла, как в 1985 году саудовцы, использовав свои дополнительные производственные мощности, перенасытили рынок и снизили цены на нефть до 12 долларов за баррель, разрушив все надежды СССР на экономическое возрождение.
Улучшение отношений между Москвой и Израилем, несмотря на некоторую напряженность, свидетельствует об изменении российской политики в регионе. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон после своего избрания на этот пост в начале 2002 года трижды побывал в Москве. Торговля между двумя странами достигает нескольких миллиардов долларов в год. Россия и Израиль сотрудничают в программах, имеющих стратегическое и военное значение. Если Израиль станет артерией нефтяного экспорта, отношения еще больше укрепятся - несомненно, за счет арабского мира.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях