Статьи по дате

Financial Times | 19 января 2000 г.

Россия: урегулирование конфликтов

Эндрю Джек

По мнению авторитетной финансовой газеты, несмотря на два прецедента мирного урегулирования спорных вопросов в нефтяном бизнесе (проблемы между Юкосом и Кеннетом Дартом и спор между ТНК и BP Amoco), пока мало оснований надеяться, что общий российский инвестиционный климат может заметно улучшиться. Однако, как пишет автор статьи, никто не утверждает, что ?в России нельзя делать деньги".

Решение этих двух спорных вопросов стало своеобразным подарком для мелких акционеров российских компаний и иностранных инвесторов.

В конце декабря российский нефтяной гигант Юкос все же заплатил соответствующую сумму американскому бизнесмену за его акции в трех дочерних компаниях Юкоса. За счет крупной дополнительной эмиссии акций российская нефтяная компания хотела ?разводнить? акционерный капитал американского инвестора. Мирное урегулирование этого вопроса подвело определенный итог многомесячным дебатам о нарушении российскими компаниями прав собственников небольших пакетов акций.

Спустя несколько дней другая российская нефтяная компания ТНК урегулировала свой давний спор с BP Amocо вокруг Сиданко. BP Amocо утверждала, что ТНК обанкротила Сиданко, чтобы получить контроль над ее дочерней компанией Черногорнефтью.

?Еще два месяца назад я была очень пессимистично настроена о перспективах развития бизнеса в России?, - говорит Елена Красницкая, аналитик московской брокерской компании Тройка Диалог. По ее мнению, ?урегулирование этих двух спорных вопросов стало хорошим сигналом для инвесторов?

И все же остается много причин для скептицизма. Урегулирование двух самых громких скандалов еще не является достаточным основанием предполагать, что российский инвестиционный климат резко улучшается, отмечает автор статьи.

Возможно, Кеннет Дарт нашел приемлемый способ решить вопрос о своих инвестициях в России. Однако положение других держателей небольших пакетов акций Юкоса продолжает оставаться нестабильным.

Отчаянные попытки BP Amocо спасти свои инвестиции в России еще раз наглядно продемонстрировали, какой огромный вред обеспечению прав иностранных инвесторов наносит несовершенное российское законодательство о банкротстве.

Цифры тем временем говорят сами за себя. В 1998г., по данным ООН, прямые иностранные инвестиции в российскую экономику составили 2 млрд. долларов, 15 долларов на душу населения. В Чехии их размер составил 243 доллара на человека, а в Польше - 132.

Меньше оказался и размер портфельных инвестиций. По данным Петера Вестина, аналитика российско-европейского центра экономической политики, за девять месяцев 1999г. зафиксирован отрицательный баланс портфельных инвестиций в размере 400 млн. долларов, в то время как в 1998г. сальдо было положительным и составляло 8 млрд. долларов.

Решение проблемы BP Amocо не связано с пересмотром и совершенствованием российского законодательства о банкротстве. В действительности это ТНК, получив контроль над Черногорнефтью, вынудила британскую компанию пойти на переговоры.

В целом аналитики признают, что до финансового кризиса наблюдался ?неадекватный бум? по приобретению акций российских компаний. ?На рынке царила эйфория, и люди покупали акции только потому, что акции российских компаний обещали большие прибыли?, - говорит Елена Красницкая.

В настоящее время, по ее мнению, для привлечения иностранных инвестиций России необходимо укреплять права держателей небольших пакетов акций, усиливать международный аудит и совершенствовать налоговой системы.

В соответствии с последним отчетом ЕБРР положение российских инвесторов немногим лучше, чем иностранных. По мнению аналитиков ЕБРР, огромный вред российскому бизнесу наносит отсутствие достаточных гарантий прав частной собственности. Так, например, местные власти по собственному усмотрению могут заниматься ренационализацией. С другой стороны, государство ,владея небольшими пакетами акций компаний, активно проводит там свою политику.

Однако, как пишет автор статьи, никто не утверждает, что ?в России нельзя делать деньги?. Прибыльные компании в стране существуют, другое дело, что они стремятся занижать прибыль, чтобы избежать внимания со стороны налоговых органов. Проблема заключается в том, что, если у инвестора меньше 51% акций, то у него нет практически никакой возможности влиять на развитие компании, отмечает автор статьи.

Кроме того, иностранные инвесторы оказываются в неравном положении при проведении приватизации. В качестве примеров автор приводит осуществление продажи акций государства в ТНК и Лукойле.

Вероятнее всего, соглашения Юкоса и ТНК с их зарубежными партнерами объясняются благоприятными тенденциями нефтяного рынка, отмечает автор статьи. Даже Сибнефть, известная склонностью нарушать права мелких акционеров, в настоящее время пытается стать прогрессивной компанией западного образца. Она приняла хартию корпоративного управления и стала использовать международные аудиторские стандарты.

Улучшив свое финансовое положение, российские нефтяные компании смогли прийти к компромиссу с зарубежными партнерами. Однако, как отмечает авторитетная финансовая газета, остальная часть российской экономики сможет привлечь иностранные инвестиции только, если премьер Путин, имеющий лучшие шансы на предстоящих президентских выборах, сумеет защитить права инвесторов.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru