La Repubblica | 19 января 2001 г.
Фелипе Туровер: "Этот коррупционер может потопить Россию"
Карло Бонини
Он испытывает явное удовольствие от сигары Coiba, но внезапно у него на лице появляется саркастическая усмешка. Фелипе Туровер - испанский гражданин российского происхождения. Ему, как кажется, хочется продлить удовольствие нескольких последних часов. Он распрощался с Москвой ранним утром в конце лета 1999 года. Тогда он понял: чтобы спасти свою шкуру, лучше всего будет первым же рейсом вылететь в Цюрих. "Рашагейт" только-только разгорался, и его имя уже перестало быть тайной. Туроверу никто не простил того, что он был главным свидетелем скандала, оказавшись в центре расследования, проводимого Карлой дель Понте и Юрием Скуратовым в отношении фирм ?Мерката? и ?Мабетекс?. ?Паше шардик?, - смеется Туровер. ?Это узбекское выражение. Паше - это Павел. Проклятый Павел. Я представляю его в Нью-Йорке. Он, наверное, начал орать, как на базаре в Москве: "Вы не знаете, кто я!" Он меняется на глазах. Когда он выходит из себя, он сразу же превращается в простого мужика, каким был всегда?.
- Мужика?
- Богатства России были захвачены мужиками, изголодавшимися по деньгам и власти. Они дорвались до власти, как будто лишь они знали, как надо руководить. Таким был Ельцин. Такой и Паша Бородин. Я познакомился с ним в Москве летом 1994 года. Он только-только получил должность управляющего делами президента. Я подыскивал дачу, и он повез меня на одну, в Волынское, недалеко от Москвы, на которой в свое время жил Сталин. Тогда он еще выглядел растерянным провинциалом. У него на лице было написано, что он приехал из Якутии.
- Как можно было определить, что он из Якутии?
- Ты не знаешь, что такое ад, если не был в Якутии. Эта земля в течение десятилетий была огромным концентрационным лагерем. 50% населения были охранниками, 50% - заключенными. Бородин был мэром Якутска, столицы края. Когда становишься мэром такого города, если ты не сделаешь этого сам, жизнь сделает это за тебя. Ты превращаешься в вора. Паша стал вором из воров.
- Каким образом?
- Он начал с контрабанды необработанных алмазов и мелкой спекуляцией недвижимостью. Он брал взятки за строительство новых домов. Коробок из гипсокартона, неспособных уберечь от морозов. Так он потихоньку существовал до самой зимы 1993 года, до того, как одна встреча перевернула всю его жизнь.
- Кого же он встретил?
- Ельцина. Он находился с визитом в Якутии, и мэр Якутска Бородин выложился на полную катушку. Девицы, водка, баня. Для президента и его свиты. Все было организовано так здорово, что однажды Ельцин, абсолютно пьяный, в медвежьей шкуре, принялся танцевать вместе с Пашей. Как два старых друга. Паша - большой любитель попоек. Он обожает водку и похваляется тем, что за ночь может выпить семь бутылок. Кроме того, Ельцин был без ума от его грубых шуток. Он говорил, что Паша был его любимым банным евнухом. Они понравились друг другу. И Ельцин привез Пашу в Москву.
- И, конечно же, не назначил его на должность евнуха?
- На должность управляющего делами президента назначался лишь человек, подчиняющийся приказам. Не проявляющий излишней инициативы. Обогащающийся сам и дающий возможность обогатиться Семье. Очень скоро Бородин стал пользоваться привилегиями. Он превратил государственное имущество в собственность Семьи и олигархов. Именно тогда он окружил себя тремя преданнейшими людьми: речь идет об олигархе Сосковце, начальнике президентской охраны Коржакове и главе секретных служб Барсукове. Их называли ?Четыре мушкетера?. Он, Паша, быстро усвоил то, чему его учил Ельцин.
- Чему же он его учил?
- Системе. Тому, что присваивать государственные средства - значит владеть убийственным оружием не только личного обогащения, но и властью. Уже в 1994 году, предоставляя контракты на реконструкционные работы в Кремле и Счетной Палате, он осознал, насколько просто зарабатывать, получая крупные взятки. Для него это было детской забавой. Он вовлек в свои игры фирму косовского албанца Паколли ?Мабетекс? и фирму Виктора Столповских ?Мерката?, два общества, зарегистрированные в Швейцарии. В качестве ?комиссионных? он получил сотню миллионов долларов. Паколли и Бородин познакомились друг с другом еще в Якутии. Они вместе занимались бриллиантами и спекуляцией недвижимостью. Паколли стал за рубежом визитной карточкой Бородина. Собакой-поводырем. Паша никогда не выезжал за границу, не владел иностранными языками. И албанец, мастер на все руки, стал его "пропуском". Именно Паколли подсказал, что широко разветвленную систему отмывания денег следует организовать в кантоне Тичино. Поэтому неслучайно то, что в Банко дель Готтардо в Лугано был обнаружен счет Dean за подписью Бородин-Паколли.
- Вы говорите о ?системе Бородина?. Как она функционировала?
- Бородин хотел обогатиться. Ельцину надо было купить консенсус. Для достижения двух этих целей требовалось создать зарубежную систему черных фондов. В 1996 году, когда переизбрание Ельцина было под вопросом, президент вызвал к себе тогдашних премьер-министра Черномырдина и заместителя министра финансов, нынешнего премьера, Михаила Касьянова.
- Какое решение тогда было принято?
- Деятельность ?Мерката?-?Мабетекс? была названа примером для подражания. Был создан пул контролируемых государством российских банков, Внешторгбанк, Эксим-банк, СБС-Агро, Внешэкономбанк. Им было поручено гарантировать через свои зарубежные филиалы открытие кредитных линий для западных компаний, побеждавших в фиктивных конкурсах на получение контрактов в России. С этими компаниями все было предельно ясно. Совсем не обязательно было выполнять какие-то работы. Достаточно было того, чтобы на счета зарубежных банков был перечислен задаток. Гарантией служили деньги российских банков. На этом этапе шел дележ денег. Часть шла на взятки, часть переправлялась в черные фонды, аккумулировавшиеся в зарубежных банках или офшорных компаниях. В Науру, Лихтенштейне, Люксембурге, на Багамах. Отсюда деньги возвращались заказчикам подрядов: в Управление делами президента. Иными словами, Бородину, Семье. Сортировочным центром оставался кантон Тичино. Было отмыто, по крайней мере, 60 миллиардов долларов. А Россия, тем временем, оказалась на грани гибели. Дума при этом хранила преступное молчание. Удалось купить даже ультранационалиста Жириновского.
- Какими были взятки?
- Паша начал с 10%. Но со временем он стал просто ненасытным. Он доходил до 60% от стоимости контракта.
- Такой же механизм применялся и в отношении помощи, предоставлявшейся Западом?
- Благодаря функционированию этой системы исчезли 48 миллионов долларов, полученных в качестве помощи от Сената США, миллиарды долларов МВФ, ЕБРР и средства, полученные, в частности от итальянских кредитных организаций IMI и SACE. Возможно, теперь, вам стало понятно, почему Бородин оказался неприкасаемым. Если Бородин заговорит, России не поздоровится. Даже если он этого не сделает.
- Почему?
- Потому что у него по всему миру спрятано, по меньшей мере, полтора миллиарда долларов. Никто не хочет, чтобы кто-то пришел и забрал за него эти деньги.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях