Die Presse | 19 января 2004 г.
"Профессиональная армия обходится дешевле"
Мириам Кох
С экономической точки зрения всеобщая воинская обязанность при сравнении с профессиональной армией оказывается менее привлекательной.
Приговор, вынесенный Андреасом Вагенером из Института экономики венского университета совместно с Мортеном Лау и Пану Поутваара из Centre for Economic and Business Research (CEBR) в Дании, жёсток: всеобщая воинская обязанность с точки зрения экономики - безобразный, неоправданно дорогой способ оказания военных и социальных услуг.
Этот результат теоретического исследования может показаться поразительным не только политикам, которые часто сомневаются в возможности финансирования профессиональной армии. Даже для социальных учреждений, например, Красного Креста, которые функционируют только благодаря альтернативной гражданской службе, результаты исследования могут показаться неожиданными.
С экономической точки зрения воинская обязанность представляет собой налог (обременение без взаимных обязательств), который ложится на плечи молодых военнообязанных мужчин. Выплата "налога военнообязанного" приходится на возраст от 18 до 25 лет, то есть на тот период, когда инвестиции в собственный гуманитарный капитал (например, образование и накопление первого профессионального опыта) имеет особое значение. Воинская повинность прерывает и замедляет процесс этого инвестирования и становится причиной более низкой образованности.
Исследованию подвергалась национальная экономика, в которой половина всех молодых мужчин призывается на военную службу. При этом предполагалось, что молодые мужчины в качестве вознаграждения за службу получают 75% от рыночной стоимости их труда. Это завышенная цифра, говорит Вагенер. В реальности солдаты и "альтернативщики" получают в среднем лишь около 35% от рыночной стоимости их труда.
Если же эту данность сравнить с равноправной национальной экономикой, в которой все трудовые услуги государству оказываются на добровольной основе и оплачиваются по рыночным законам, становится очевидным, что более низкий уровень подготовки военнообязанных сказывается на экономике в целом. Уровень ВВП уже многие годы на 1% ниже, чем мог бы быть.
"Военнообязанные вынужденно занимаются той деятельностью, которую они иначе никогда бы не выбрали, во всяком случае, в действующих условиях", - утверждает Андреас Вагенер.
Эти многолетние потери дополнительно увеличиваются за счет неэффективности воинской обязанности даже в краткосрочной перспективе.
Жизнь призывников и "альтернативщиков" кажется на первый взгляд неплохой: ежемесячная зарплата в 161,50 евро, премии и дополнительные выплаты - все в целом обходится казне, по оценке авторов исследования, в 1100 евро в месяц. Контрактнику же или постоянному сотруднику в социальной сфере нельзя платить меньше 2000 евро.
Однако при данном подходе в расчет не принимается упущенная выгода. Данный ущерб надо принимать в расчет наряду с реальной заработной платой вместо низкого жалования, которой лишены 19-летние юноши, призванные на охрану границы или для обслуживания стариков вместо того, чтобы работать в другом месте.
Всеобщая воинская обязанность практически не учитывает склонности и способности призывников, поэтому производительность в случае принудительного труда ниже, чем она была бы при нормальных трудовых отношениях. Если же к тому же принять в расчет стоимость профессиональной подготовки, окажется, что профессионалы в армии и социальном секторе значительно выгоднее дилетантов, потому что два контрактника могут заменить трех призывников или "альтернативщиков".
Все упущенные выгоды весьма значительны: для Бельгии было проведено полномасштабное исследование, согласно которому фактические издержки (тем временем упраздненной) всеобщей воинской обязанности были в два раза больше зафиксированных в бюджете. "Для граждан это означает, что налоговая экономия на воинской повинности более чем съедается реальными издержками", - делает вывод Вагенер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях