Tagesspiegel | 19 января 2004 г.
Новые богатые Китая открывают для себя искусство
Карен Мазукевич
Раньше национальные сокровища продавались за границу - теперь бизнесмены их выкупают
В плохо сидящем синем костюме, но с часами, усыпанными бриллиантами, Сюй Циминь в октябре прошлого года прибыл на художественный аукцион в Гонконге. Если его завсегдатаи выражали свои намерения кивком головы, рыбовод из китайского портового города Ниньбо, занимающийся разведением угрей, каждый раз взволнованно взмахивал рукой с зажатой в ней карточкой участника.
Более миллиона долларов предлагал Сюй за императорскую фарфоровую чашку династии Минь, но, в конце концов, ему пришлось уйти с пустыми руками. Лишь на следующий день ему удалось отыграться, он приобрел 300-летнюю вазу из коллекции одного японского любителя древностей. Молоток опустился на сумме в 193 тысячи долларов, в два раза больше первоначальной.
За десятилетия политических перемен самые ценные художественные сокровища Китая перешли в зарубежные частные коллекции и музеи, нередко - нелегальными путями. Теперь же китайские бизнесмены, которым в результате экономического роста деньги в карманы потекли рекой, отправляются в шоп-туры. При этом они платят невообразимые суммы, чтобы вернуть национальные сокровища на родину, где в них видят знаковые символы экономической мощи Китая.
Когда кто-то внезапно обогащается, он обычно приобретает не только произведения искусства, сделанные на его родине. Когда в 80-е годы международный художественный рынок заполонили японские коллекционеры, они стали скупать прежде всего произведения ван Гога и других западных мастеров, чтобы заработать имидж взыскательных ценителей искусства.
В Китае, напротив, большинство коллекционеров интересуются собственным прошлым. При этом приобретение утерянных сокровищ отождествляется с восстановлением национального самосознания. "Это мой гражданский долг как предпринимателя покупать за границей и коллекционировать произведения китайского искусства", - говорит рыбовод Сюй.
Резьба по дереву за миллион долларов
В течение последних лет китайские власти тоже увеличили усилия по возврату украденных предметов искусства. Тем не менее покупка антиквариата достигает этой цели гораздо более эффективно.
Разграбление китайских художественных сокровищ началось во время Опиумных войн в середине XIX века, когда французские и британские войска захватили часть страны. Кроме того, во время коммунистической революции в 40-е годы художественные ценности вывозили из страны беженцы. Затем с целью получения валюты произведения искусства продавали китайские власти. С конца 70-х годов к делу подключились "черные" археологи и прочие воры.
Если до недавнего времени крупные аукционы посещали лишь отдельные китайцы, то теперь таковых стало множество. На аукционе Christie's число китайских покупателей при продаже произведений искусства из Китая возросло до 13% в Нью-Йорке и до 18% - в Лондоне. Выход Китая на художественный рынок "превосходит все, что мы до сих пор видели", - подтверждает Генри Говард-Снейд, глава азиатского отделения одного из конкурентов аукционного дома Sotheby's.
К тому же новые ценители искусства из Китая все чаще посещают частных торговцев в Лондоне и Нью-Йорке, говорит Джузеппе Эскенази, торгующий произведениями искусства в Лондоне. "Это то же самое, что было с Японией, когда страна 35 лет назад поднялась до уровня экономической сверхдержавы".
В Китае возникли десятки новых аукционных домов, которые хотят ухватить свою часть пирога. China Guardien во главе с дочерью бывшего премьер-министра Чжао Цзыяня - один из известнейших. Доходы аукционного дома в прошлом году вплотную подошли к 23 млн долларов, в основном благодаря китайским коллекционерам. Среди проданных предметов был императорский свиток Х века. Редкость ушла к одному китайскому торговцу за 3 млн долларов.
Один из аукционов вызвал такой большой интерес, что у его организаторов не нашлось достаточного количества карточек участников. Во всем мире покупатели из Китая задирают цены на китайское искусство. При продаже в ноябре в Пекине мебели, картин и других предметов, принадлежавших китайскому писателю Вану Шицяню лишь один предмет, резьба по бамбуку, принес миллион долларов. Пять лет назад за него не дали бы и пятой части этой цены, считает Конор Махони, президент Нью-йоркской галереи китайского фарфора.
"Это было настоящее столпотворение", - вспоминает Сэм Бернстейн, торговец нефритом из Сан-Франциско. Причина, прежде всего, в новой касте китайских глав предприятий, пришедшей на рынок.
В поисках статусной символики для собственных фирм, которая одновременно апеллирует к национальному самосознанию, они покупают, прежде всего, ценные предметы императорского искусства, особенно керамику и изделия из нефрита XVIII века.
Еще спросом пользуются также классические картины и каллиграфии, а также работы некоторых современных мастеров, например, Ци Бай Ши (1863-1957) и Фу Баоши (1904-1965).
Коллекция рыбовода Сюй Циминя быстро растет. Выходец из крестьянской семьи, он начал с маленького рыбного стада. Позже он стал соучредителем компании China Yulong Food Group. Предприятие разводит и перерабатывает речных угрей для китайского и японского рынка.
Недавно на американских аукционах Сюй оставил 700 тысяч долларов. Теперь он ведет переговоры с местными властями о строительстве традиционного дома в стиле династии Минь, в котором он собирается выставить свою коллекцию для всеобщего обозрения.
Торговля антиквариатом считалась преступным занятием
Еще до недавнего времени торговля антиквариатом официально была в Китае запрещена. Частное коллекционирование предметов искусства считалось символом буржуазного, капиталистического прошлого.
Первым за легализацию торговли антиквариатом и частного собирательства выступил торговец произведениями искусства и эксперт Ма Вейду и некоторые его коллеги. Лишь 1998 году он получил разрешение на открытие в Пекине одного из первых в стране частных музеев изобразительного искусства.
В конечном счете официальные лица Китая убедились, что отмена запрета торговли является самым верным путем к возврату художественных ценностей из-за границы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях