The Economist | 19 января 2007 г.
Прошлое непредсказуемо
Корреспондент
В зависимости от ваших симпатий, образования и исторического опыта гигантский бронзовый солдат советской эпохи в Таллине может символизировать для вас освобождение столицы Эстонии от фашизма или изображать "неизвестного насильника" в советской форме, приход которого знаменовал конец одной оккупации и начало другой.
В столице Украины Киеве церковь Святого Кирилла для некоторых - драгоценный символ Киевской Руси, легендарного средневекового княжества, из которого вышли и Украина, и Россия, для других - безвестный музей, который отчаянно нуждается в новом слое краски и нормальном руководстве.
Это не академические споры историков. Эстонский парламент вызвал гнев России новым законом о военных захоронениях, согласно которому бронзовый памятник советскому солдату должен быть перемещен за город.
"Это достойно испанской инквизиции с ее разрушением текстов и памятников классического наследия", - говорит Вячеслав Никонов, кремлевский "мастер на все руки" и внук министра иностранных дел сталинской эпохи Вячеслава Молотова, который вел в 1939 году переговоры с нацистами о разделе Европы. В верхней палате парламента Михаил Маргелов, другой тяжеловес от международной политики, призывает приостановить дипломатические отношения с Эстонией.
Менее громкое столкновение культур имеет место в связи с церковью Святого Кирилла, контролируемой Украинской православной церковью Московского патриархата, неразрывно связанной с Россией. Могут быть начаты работы по реконструкции интерьера, украшенного уникальными фресками, изображающими жизнь святого.
Это вызвало беспокойство среди украинцев, которые опасаются, что религиозное и культурное наследие их страны покупают, отнимают или разрушают северные соседи. Они подозревают, что представители консервативного религиозного сообщества России хотят принизить Украину как соперника, претендующего на духовное и историческое наследие Киевской Руси.
Даже с учетом этих обстоятельств должно соблюдаться общее правило: если речь идет о чем-то древнем и хрупком, это в первую очередь нужно изучить. Невероятно, чтобы интерьер церкви Святого Кирилла не был даже досконально сфотографирован и зарегистрирован в каталогах, тем более, в стране, где сохранилось мало средневековых памятников и икон византийского периода.
Спор о бронзовом солдате в Эстонии более банален и в то же время затрагивает самое нутро. Он был инициирован в основном Партией реформ, входящей в правящую коалицию, которая хочет набрать побольше очков на патриотизме накануне парламентских выборов в марте.
В узком смысле они добились успеха. В результате этой истории эстонцы, которые отрицают все, связанное с Советским Союзом, обратились против эстонцев, которые сохранили некоторое уважение к подвигам Красной Армии.
Однако трудно утверждать, что Эстония нуждается в таком споре прямо сейчас, и еще труднее оправдать постыдно немногословные дипломатические объяснения своего поведения, которые Эстония предлагает другим государствам. Большинство западных стран согласны, что военные захоронения, если это возможно, должны быть деполитизированы, хотя даже здесь возможны дискуссии. Эстония утверждает, что под бронзовым памятником вообще нет захоронения, Россия говорит, что есть.
Эстония вполне может объявить 22 сентября, день, когда советские войска вошли в Таллин, "днем памяти сопротивления" и запретить публичную демонстрацию нацистских и советских символов.
Что ж, это справедливо, скажете вы. Однако существует еще так много других вещей, которые в первую очередь заслуживают внимания политиков. Взять хотя бы подозрительную ренационализацию эстонских железных дорог, вопиющую коррупцию в некоторых частях правительства, ксенофобские законы о миграции и глупую недальновидность в партийной политике. Патриотизм не всегда является, как однажды заявил Сэмьюэл Джонсон, последним прибежищем негодяев. Но он действительно обеспечивает удобный камуфляж.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях