International Herald Tribune | 19 июля 2001 г.
Теперь ослабшая Россия выполняет распоряжения Китая
Робин Лим
Китай и Россия заявили, что подписанный ими на этой неделе договор о дружбе, не говорит о создании нового военного альянса, и не направлен против кого-либо. Первое заявление справедливо лишь от части, второе - полностью неверно.
Это верно, что Китай не вступает в альянсы с другими странами, потому что альянс подразумевает равенство сторон, а Срединное королевство мыслит исключительно в иерархических терминах. Но данный договор подписан не равными сторонами. Приезд в Москву президента Цзяна Цзэминя для подписания договора с президентом Владимиром Путиным не мог скрыть того факта, что Путин является невестой, которую под прицелом ружья заставили выходить замуж.
Мощь Китая растет, мощь России уменьшается. Россия никогда не была так слаба в сравнении с Китаем за все время с момента произошедшей почти век назад большевистской революции, и обе стороны об этом знают. Россия была самой жадной из всех европейских стран, терзавших Китай, когда он был слаб. Теперь Китаю удалось отомстить.
Несмотря на утверждения об обратном, Китай использовал Россию в качестве оружия в противостоянии Соединенным Штатам. Москва и Пекин, тайно, но постоянно нарушавшие международные соглашения о нераспространении ядерных и ракетных технологий, пытаются использовать договоры о контроле над вооружениями, чтобы поссорить Соединенные Штаты с их союзниками. Нет сомнений в том, что именно это Путин попытается сделать на саммите Большой восьмерки, начинающемся в пятницу в Генуе. Таким образом, он выступит в качестве орудия Цзяна.
В Генуе будет обсуждаться будущее Договора по ПРО 1972 г. Если Соединенные Штаты будут создавать НПРО, им необходимо либо пересмотреть, либо расторгнуть Договор по ПРО, двустороннюю сделку Вашингтона и Москвы. Москва и Пекин утверждают, что этот договор является ?основополагающим элементом стратегической стабильности?. С ними согласны многие члены НАТО.
Администрация Буша решительно настроена продолжать осуществление своих планов создания системы противоракетной обороны. Поэтому Договор по ПРО - удобный рычаг влияния, с помощью которого Китай может использовать Россию для того, чтобы попытаться разделять и властвовать в НАТО.
Ошибочное представление о том, что Договор по ПРО предотвращает новую гонку вооружений - удобный инструмент для того, чтобы отвлечь внимание от того факта, что масштабные закупки Китаем российских современных вооружений и военных технологий дестабилизируют ситуацию в Восточной Азии.
Нуждающаяся в средствах Россия продает Китаю все более сложное военное оборудование. Китай, настаивающий на том, что у него есть право на контроль над Тайванем, пытается использовать это оборудование для того, чтобы запугивать Тайвань и сдерживать Соединенные Штаты от ?вмешательства? в будущий тайваньский кризис. Как недавно заметил президент Джордж Буш, Соединенные Штаты это вряд ли остановит.
Но российско-китайский военный трубопровод может сделать следующий кризис в Тайваньском проливе очень опасным. Например, Китай сейчас располагает двумя эсминцами класса ?Современный?, оснащенными сверхзвуковыми противокорабельными ракетами ?Sunburn?. Поскольку американские авианосцы весьма уязвимы перед этими ракетами, воруженным силам США придется уничтожать эсминцы ?Современный? прежде, чем те успеют запустить свои ?Sunburn?.
Таким образом ,Соединенным Штатам придется вступать в будущий тайваньский кризис гораздо более жестко, чем в 1996 г., когда Вашингтон выслал несколько военных кораблей в эту зону, чтобы предотвратить осуществление Китаем своих угроз в отношении Тайваня. Это означает, что повышается вероятность того, что Соединенные Штаты нанесут упреждающий удар, и кризис выйдет из-под контроля.
Возможно, помня о том, как Сталин втянул Китай в войну с Соединенными Штатами в Корее (чтобы держать Китай в подчиненном положении), Путин не очень волнуется в связи с перспективой американо-китайского конфликта из-за Тайваня. Но в отличие от Сталина Путин выступает с позиции слабого. Вооружение Китая создает серьезную угрозу для России. Армия Китая приобретает гораздо более сложные виды вооружений, чем те, которыми располагает обескровленная российская армия. Москва пытается сохранять равновесие, параллельно вооружая соперника Китая - Индию.
Путин работал в КГБ и должен понимать, что создает будущую угрозу. Однако Россия настолько слаба, что он ничего не может с этим поделать. Российские дальневосточные провинции свисают с краев Восточной Азии, как гнилые плоды, и у него нет другого выхода, кроме как умиротворять Китай.
Япония со своей стороны может вспомнить о трех предыдущих китайско-российских договорах - 1896, 1924 и 1950 гг. Все они заключались против Японии. Любое соглашение двух самых крупных по размерам государств Восточной Азии, вне зависимости от того, кто из них сильнее на данный момент, должно рассматриваться, как угроза Японии. Тем более, если Россия помогает Китаю закупать флот.
Несмотря на утверждения о том, что это соглашение не подразумевает создание военного союза, текст китайско-российского договора мало чем отличается от американско-японского договора о безопасности. Токио отреагирует укреплением отношений с Соединенными Штатами, сильнейшей морской державой, и своей собственной и без того внушительной военно-морской мощи. В Пекине это не сочтут поводом для праздника.
Способность Китая навязать России неравный договор заставит Юго-восточную Азию более уважительно относиться с интересам Китая, а в конце концов, возможно, и к капитуляции перед Пекином. Повысятся также шансы Китая на то, чтобы диктовать условия объединения Корей - ослабшая Россия не сможет конкурировать с Китаем на Корейском полуострове.
Сложно представить себе, каким образом Америка могла бы помешать России продавать оружие Китаю, что повышает вероятность конфликта в Корейском проливе. Из-за своей слабости Россия становится все более опасна.
Автор статьи - профессор международной политики Университета Нанзан в Нагое
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях