The Christian Science Monitor | 19 июля 2004 г.
Российское искусство или религиозная ненависть?
Фред Вейр
В соответствии с распоряжением российской Госдумы прокуратура Москвы рассматривает вопрос, который мог бы установить новые границы свободы слова: когда свобода художественного самовыражения пересекает границу, становясь преступлением?
Группа художников обвиняется в "разжигании религиозной ненависти" за высмеивание религиозной идеологии на скандальной выставке. С точки зрения обвиняемых, которым в случае вынесения обвинительного приговора в худшем случае грозит пятилетний срок тюремного заключения, официальная реакция на выставку "Осторожно, религия!", проходившую в прошлом году в музее Андрея Сахарова, говорит о возвращении контроля в советском стиле, где любое инакомыслие подавляется, а милиция берет на себя роль художественных критиков. На место коммунистической партии, говорят они, пришла российская православная церковь, которая становится основным соглядатаем Кремля, ответственным за идеологическую чистоту.
Церковь, поддерживаемая консервативными политиками, утверждает, что речь идет о защите верующих от преднамеренного издевательства на общественной арене. Любая провокация, оскорбляющая религиозные чувства и ведущая к межрелигиозным конфликтам, "должна быть квалифицирована как преступление", сказал в официальном заявлении глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл.
"Когда я разрешил проведение этой выставки, даже не предполагал, какую кашу завариваю, - говорит директор музея и главный обвиняемый по делу Юрий Самодуров. - Но в чем-то я даже рад, потому что благодаря этому я увидел тенденции, развивающиеся в обществе. И они меня пугают".
Выставка, на которой присутствовали различные экспонаты спорного содержания, связанные с религией, продолжалась четыре дня, ее увидели всего несколько десятков человек. Выставка закрылась после того, как группа вандалов, вооружившись баллончиками с краской, испортила несколько работ. Эти люди были идейными последователями местного священника Александра Шаргунова, который провозгласил их "героями".
Общественность была возмущена содержанием выставки. В прокуратуре говорят, что они получили тысячи писем со всей страны с требованиями наказать художников.
Самодуров признает, что ответная реакция, разрушившая его выставку, могла бы произойти где угодно. Он вспоминает о ситуации со сжиганием флагов в США и о недавней буре, разыгравшейся в Швеции в связи с инсталляцией, якобы прославляющей террористов-самоубийц. "Но, больше чем где-либо, это возможно в России, - говорит он, - у нас очень мало опыта сосуществования в смешанном обществе и жизни в соответствии с ценностями светского общества".
Критики считают, что православная церковь пытается восстановить свои позиции времен царизма. "Хотя конституция объявляет Россию светским государством, влияние церкви на федеральные власти растет с каждым годом, - говорит Людмила Алексеева, глава Московской хельсинкской группы. - Если Самодурова и остальных признают виновными, это будет означать для нас возвращение в средневековье".
Анатолий Шабад, председатель совета музея Сахарова и один из первых депутатов демократического парламента советского времени, говорит, что растущая политическая власть РПЦ "отражает состояние умов, существующее в обществе. Люди нуждаются в какой-то государственной философии - и тут приходит церковь - и они считают, что это надо насаждать силой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях