The Times | 19 июля 2004 г.
Жена убитого журналиста борется за спасение города
Марк Франчетти
Вдова Пола Хлебникова в память о нем будет бороться за спасение исторических архитектурных памятников, которым угрожает снос. Марджори Хлебникова (известная как Муза) говорит, что ее муж, редактор российской версии американского журнала Forbes, готовил статьи, посвященные угрозе, которую строительный бум представляет для архитектурного наследия Москвы.
Муза собирается сотрудничать с одной из организаций, занимающихся привлечением внимания к этой проблеме. Она также планирует заняться изданием книги о Петре Столыпине, над которой Хлебников работал 10 лет.
"Пола очень глубоко волновала проблема сохранения архитектурного наследия Москвы, - сказала Муза, мать троих детей, в своем первом интервью после гибели мужа. - Это последнее, о чем мы с ним говорили, когда виделись в последний раз во время моего короткого визита в Москву. Он был полон светлых мыслей о будущем России. Мы гуляли, и он только об этом и говорил - как сохранить прошлое в период развития, как сделать так, чтобы завод не строился напротив древнего храма".
Муза рассказала также, что ее муж, чьи похороны состоялись в пятницу в православном храме Святого Николая на Манхэттене, в предыдущие свои поездки в Москву пользовался услугами телохранителя. Недавно он отказался от охраны, так как счел это "чрезмерным". Он не думал, что его жизни что-то угрожает.
Российское следствие пока не приблизилось к раскрытию личности убийцы или заказчика. Генпрокурор Владимир Устинов взял дело под личный контроль, но заказные убийства в России редко раскрываются.
Муза не думает, что убийство ее мужа было атакой на российскую свободную прессу, организованной кем-то из приближенных к власти влиятельных лиц.
"Я не верю в теорию заговоров, - говорит она, - и не думаю, что это была какая-то крупная рыба. Но не это главное. Я не собираюсь ни с кем спорить о том, как именно умер мой муж. Как и Пол, я хочу мыслить позитивно. Он не работал ни над какой горячей темой. Он думал о будущем России вообще. Лучший способ почтить его память - это сделать так, чтобы его мечта жила, например, в сохраненных архитектурных памятниках Москвы".
Так же горячо Муза говорила на эту тему во время моего совместного обеда с этой парой за четыре дня до смерти Хлебникова - как оказалось, это был последний их вечер вдвоем. На следующее утро Муза улетела в отпуск в Италию, где муж должен был вскоре к ней присоединиться.
Во время обеда мы говорили о Манеже - красивой дореволюционной школе верховой езды, расположенной неподалеку от Кремля, которая в марте сгорела. Городские власти изначально обещали, что здание будет восстановлено, но впоследствии отменили тендер, причем ходят слухи о могущественных представителях строительного бизнеса, претендующих на это место.
Чета Хлебниковых была возмущена таким положением дел. Я рассказал им о попытках гражданских групп спасти памятники архитектуры, но добавил, что без вмешательства президента Владимира Путина или мэра Юрия Лужкова не обойтись, строители добьются своего.
Хлебников утверждал, что Россия 70 лет находилась под игом коммунизма и это разрушило чувство общности у народа. Это мнение у него сформировалось, когда он работал над докторской диссертацией, которую защитил в Лондонской школе экономики в 1991 году.
В результате этого исследования у Хлебникова родилась книга о Столыпине, которым Хлебников восхищался, ценя социальные реформы, которые тот проводил до тех пор, пока его не убили во время посещения оперного театра в Киеве.
"Как и Столыпин, Пол верил в реформу России, - говорит Муза. - Он был уверен: она может стать свободной страной со свободным предпринимательством, страной, где гражданское сознание будет поддерживать интересы маленького человека, мелких предприятий".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях