Статьи по дате

Reuters | 19 июля 2005 г.

Кремль прибирает к рукам российскую нефть

Элиф Кабан и Дмитрий Жданников

Завершился первый акт нефтяной ренационализации в России, в ходе которого государство стремилось взять под контроль почти треть отрасли с годовым доходом примерно в 50 млрд долларов, что означает шестикратное увеличение за два года.

Вот-вот начнется второй акт, и наблюдатели задаются вопросом, продолжит ли Кремль прибирать к рукам активы или сделает передышку, так как он косвенно почти полностью контролирует богатства второго в мире крупнейшего экспортера.

"Политически Кремль хочет денег и власти. Речь идет именно об этом", - заявил Эл Брич, глава стратегического отдела московского инвестиционного банка Brunswick UBS.

Живущий в изгнании бизнесмен Борис Березовский, непримиримый критик президента Владимира Путина, сказал, что Кремль не потерпит соперничества с независимым бизнесом.

"Я думаю, что в ближайшее время Кремль будет прямо или косвенно контролировать все крупные активы в России", - заявил он в телефонном интервью из Лондона.

Березовский утверждает, что он был вынужден уехать из России, боясь преследований, и под давлением Кремля продал свои нефтяные и металлургические активы бывшим партнерам ниже рыночной стоимости.

Он принадлежит к небольшой группе предпринимателей, обогатившихся во время неоднозначной российской приватизации середины 1990-х годов при предшественнике Путина Борисе Ельцине.

Государство утратило контроль над энергетическим сектором, и простые россияне, ничего не получившие от распродажи, поддерживают стремление Путина обуздать так называемых олигархов.

Но аналитики отмечают, что частный сектор создал конкуренцию, что позволило России с 1999 года увеличить объем производства на 50% и догнать Саудовскую Аравию, крупнейшего мирового производителя.

На долю крупнейших в России частных нефтяных фирм приходится примерно одна пятая экономического роста, но с тех пор как кремлевская национализация в прошлом году достигла кульминации, прекратился рост добычи нефти, а вместе с ним и экономический бум.

Треть или больше?

Охота государства за большой нефтью началась в 2003 году, когда его контроль ограничивался государственной нефтяной компанией "Роснефть" с объемом добычи 300 тыс. баррелей в день и монополией "Газпром" с объемом добычи газового конденсата, составлявшим всего 200 тыс. баррелей в день.

Главной мишенью для атаки стал ведущий нефтяной концерн ЮКОС. После предъявления компании налоговых претензий на сумму 27,5 млрд долларов ее подразделение "Юганскнефтегаз", добывающее 1 млн баррелей в день, ренационализировали и сейчас его контролирует "Роснефть".

ЮКОС утверждает, что его проблемы были созданы Кремлем, стремившимся наказать главного акционера компании Михаила Ходорковского за политическую активность. В настоящее время Ходорковский отбывает девятилетний срок заключения за мошенничество.

Скоро ренационализация может коснуться "Сибнефти" (700 тыс. баррелей в день), контролируемой владельцем футбольного клуба "Челси" Романом Абрамовичем. Компанию могут продать "Газпрому". На прошлой неделе Путин пролил свет на эту сделку, заявив, что обсуждал вопрос с владельцами "Сибнефти".

Мало кто сомневается в том, что оставшиеся у ЮКОСа подразделения "Самара" и "Томск", совместно производящие 600 тыс. баррелей в день, в конце концов окажутся у "Роснефти", которая от имени "Юганскнефтегаза" подала иск против ЮКОСа за невыплаченную прибыль.

В результате под контролем Кремля окажется производство более 3 млн баррелей в день из 9,3 млн баррелей в день, добываемых в России в целом.

"Вряд ли можно вести себя агрессивнее", - говорит Адам Ландес из "Ренессанс Капитал".

Брич отметил, что подобные сделки не обязательно являются плохой новостью. "Раньше обогащались олигархи, а теперь государство. То, что происходит, это никак не конец света. Рано или поздно это станет устойчивым равновесием".

"Насколько это необычное явление? Не на развивающихся рынках. Эти компании становятся более современными? Безусловно. Утратят ли они эффективность? В какой-то мере. Какая структура собственности политически и социально является более осмысленной? Такая", - заявил Брич.

Плохая новость для иностранцев

По словам Березовского, реальный контроль Кремля гораздо больше, так как под его надзором принимаются стратегические решения в таких частных фирмах, как "Лукойл", партнер американской ConocoPhillips, совместное предприятие ТНК-BP и "Сургутнефтегаз".

Совокупный объем производства этих компаний составляет 4,5 млн баррелей в день.

"Лукойл" и "Сургут" уже давно находятся под косвенным контролем Кремля. Сделка с BP дала российским владельцам ТНК некоторое пространство для маневра, но, если они начнут высказываться, их бизнес легко уничтожить", - заявил Березовский.

По мнению некоторых аналитиков, Кремль может забрать нефтяные компании "Татнефть" и "Башнефть", которые совместно производят 750 тыс. баррелей в день и находятся под контролем властей Поволжья.

Слухи связаны и с "Сургутом", который консультант "Газпрома" Deutsche Bank в прошлом году рекомендовал купить вместе с "Сибнефтью".

Похоже, что единственным препятствием являются деньги, так как долги "Роснефти" и "Газпрома" составляют миллиарды долларов.

Чтобы обеспечить себе господствующую роль, государство повысило нефтяные налоги, ограничило иностранное участие и сохраняет абсолютный контроль над экспортными трубопроводами.

По мнению Березовского, шансы крупных иностранных компаний на серьезные сделки невелики, так как Кремль постарается избежать присутствия независимо мыслящего бизнеса, который трудно контролировать.

Ландес отметил, что крупные акционерные сделки сегодня менее вероятны, чем новые проекты в Восточной Сибири и Баренцевом море.

Источник: Reuters


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru