Tageszeitung | 19 июля 2013 г.
Предшественник Сноудена: "Они одержимые"
Доротея Хан
Tageszeitung публикует пространное интервью с Томасом Дрейком - предшественником Эдварда Сноудена, бывшим сотрудником Агентства национальной безопасности, который еще в 2000-х раскрыл секретную информацию о средствах анализа разведданных.
По мнению Дрейка, Сноуден своими разоблачениями заставил руководство АНБ "беситься от ярости". Осознания вины и намерения меняться от этой структуры, а также от американского Конгресса и президента Барака Обамы, по его мнению, ждать не следует: "Речь идет о национальной безопасности. Это государственная религия".
"Одно из величайших противоречий нашего времени", по мнению Дрейка, состоит в том, что "несмотря на огромные массивы получаемых спецслужбами данных, они раскрывают ошеломляюще малое число заговоров... Если говорить о терроризме, мне на память не приходит ни одного готовившегося теракта, который был бы предотвращен одними только спецслужбами... Чем больше данных спецслужбы собирают, тем больше у них получается стог сена, и тем сложнее им найти в нем иголку. Получить данные сегодня - не проблема. Проблема в том, чтобы из них что-то выяснить".
И тут, отмечает собеседник Tageszeitung, не помогают даже компьютеры: "слишком много ложных срабатываний". На его памяти в АНБ была одна "выдающаяся" программа - ThinThread. "Она анализировала данные и имела встроенную защиту личной жизни граждан". Но руководство АНБ отказалось от ее использования, зато "приняло решение вложить миллиарды долларов в военно-промышленный комплекс и закупить новую программу [Trail Blazer], которая в довершение всего не работает". Тогдашний руководитель АНБ генерал Майкл Хейден, по словам Дрейка, "продал национальную безопасность", вложив миллиарды в абсолютно непригодный для использования продукт.
В истории АНБ Дрейк видит два поворотных момента. Первый (распад СССР) вызвал в этой организации "кризис идентичности". Дело в том, что АНБ создавалось в 1952 году для борьбы с коммунистической угрозой и было полностью заточено под выполнение этой задачи: "Структура АНБ полностью дублировала структуру врага... Агентство было организовано наподобие монолитного сталинистского государства... АНБ биполярный мир холодной войны представлялся простым. А после [распада СССР] он, напротив, стал чрезвычайно сложным". После второго поворотного момента (теракты 11 сентября 2001 года) АНБ вновь обрело почву под ногами: "стало совершенно ясно, откуда исходит угроза: со стороны терроризма". АНБ, говорит Дрейк, "до сих пор организовано в точности как во времена холодной войны".
АНБ "располагало ключевой информацией, которая позволяла предотвратить теракты 11 сентября. Но оно не смогло ее понять", утверждает разоблачитель. Впрочем, руководство этой организации восприняло трагедию "не как провал, а как шанс вернуть былую славу АНБ... АНБ было одержимо желанием все знать. Как "Штази" в Восточной Германии... Оно вышло из-под контроля... Восточная Германия отгородилась стеной, чтобы держать граждан внутри нее. США же построили цифровую стену", - замечает Дрейк.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях