Статьи по дате

The Wall Street Journal | 19 июня 2008 г.

Будущее течет по газопроводам

Эдвард Лукас

Рецензия на книгу Маршалла Голдмана "Углеводородогосударство"

Газовая промышленность - бизнес для монополий. Прокладка даже одного газопровода обходится дорого, прокладка второго в коммерческом отношении не оправданна. Россия, располагающая колоссальными запасами природного газа, пользуется своей монополией на газопроводы, ведущие с востока на запад, для отстаивания политических интересов и дает жесткий отпор, если ей бросают вызов. Маршалл Голдман излагает эти зловещие истины в книге "Углеводородогосударство" - безысходно-мрачном и все же динамичном рассказе об энергетической политике России. Голдман четко дает понять, что Западу следовало бы осознать его беззащитность и схватиться за голову.

По мнению Голдмана, все началось с первого нефтяного бума, который произошел при царизме: тогда Россия и Америка вместе взятые добывали 97% нефти в мире. Ленин и Сталин выставили из Советского Союза иностранные компании, но затем их снова пригласили (уже на других условиях), когда оказалось, что технических ноу-хау не хватает. После краха коммунистического режима события развивались в обратной последовательности: иностранцы ринулись в Россию, чтобы помочь в строительстве посткоммунистической экономики, но спустя несколько лет отступили.

В промежутке между этими двумя периодами была эра советской энергетической политики в стиле одиночного плавания, когда при Леониде Брежневе доходы нефтегазовой промышленности стали главной подпоркой для разрушающейся плановой экономики. Как и во многих других секторах советской системы, изобретательность боролась с некомпетентностью, и последняя победила. Возможно, делу помогло ЦРУ, склонив саудовцев в 1980-е годы обрушить цены на нефть - во всяком случае, так пишет Голдман - но в конечном итоге, по словам автора, гибель советской системы была вызвана тем, что Кремль неэффективно распоряжался своими энергетическими ресурсами.

Подобная некомпетентность сохранилась и сегодня. Алчные и недальновидные методы добычи, применявшиеся в прошлом, практически погубили много российских нефтяных месторождений: сплошь и рядом для добычи нефти внутрь закачивалась вода, а о последствиях никто не заботился. Перед нынешним поколением российских инженеров стоит трудная задача - заставить искалеченные недра России извергнуть побольше нефти: например, путем горизонтального, а не вертикального бурения. Это техническая проблема с подвохом. Споры о том, какой подход к добыче нефти наилучший, лежат в основе нынешнего конфликта между BP и ее российскими партнерами. Русские хотят быстро получить наличные деньги, а BP стремится к заботливому, дальновидному обращению с нефтяными месторождениями.

Россия проявляет себя более искушенной, когда речь идет о продаже природного газа за границу. Она воспользовалась газопроводами, чтобы "насадить на вертел" Европу: заключила двусторонние соглашения, от которых, возможно, есть польза отдельным странам в краткосрочной перспективе, - но эти соглашения подрывают вес и козыри континента в целом. Европа втрое превосходит Россию по численности населения и примерно в 10 раз - по объемам экономики, но готовность отдельных стран охотно заключать соглашения на российских условиях делает Европу политически-уязвимой перед московской стратегией "разделяй и процветай". По мере того как Россия укрепляет связи с энергетическими компаниями, которые, вероятно, смогли бы подыскать себе и других поставщиков газа, возможности Европы по диверсификации ее поставщиков сужаются - и диверсификация становится непомерно дорогостоящей идеей.

Стоя в самом центре мозга московской штаб-квартиры "Газпрома" - глядя на стену высотой в 100 футов, на которой демонстрируется паутина газопроводов, разбегающихся по Европе из России, - Голдман ахает: "Каким могущественным начинаешь себя чувствовать! Если эти функционеры из "Газпрома" пожелают, они могут не только отключить подачу газа на отопительные приборы и плиты в 40% жилых домов в Германии, но и поставки, необходимые для производства продукции многим немецким заводам".

Иначе говоря, предостережения Рональда Рейгана в 1980-е годы о политических опасностях зависимости Западной Европы от советского газа теперь видятся как пророчество. Сегодня Западная Европа зависит от России в том, что касается половины импортируемого ею природного газа.

Иногда высказывается тезис, что рост потребления энергии внутри России и стагнация объемов добычи - в течение последних четырех лет добыча природного газа остается практически на одном уровне - повлекут за собой дефицит газа в Европе (в России эти обстоятельства уже имеют тяжелые последствия). Голдман отметает подобные опасения - правда, слишком сжато, чтобы его слова выглядели убедительными. Он также не считает опасным возможное создание международного газового картеля по образцу ОПЕК - организации, в которую предположительно войдут Туркмения, Венесуэла и Тринидад.

Как пишет Голдман, Россия хочет сама принимать решения и никогда не позволит другим государствам влиять на этот процесс. Возможно, это верно в отношении установления цен (где экономические механизмы сильно отличаются от нефтяного рынка, так как нефтью торгуют на рынке наличного товара, а международная торговля газом зиждется в основном на долгосрочных контрактах). Но потенциальная Организация стран-экспортеров газа все же может способствовать укреплению российской позиции, консолидируя мощь добытчиков в таких сферах, как разведка и эксплуатация месторождений, маршруты прокладки газопроводов и рынок сжиженного природного газа.

Самая большая лакуна в "Углеводородогосударстве" - тот факт, что в книге слишком мало написано о Евросоюзе. К примеру, сейчас ЕС стоит перед важным вопросом: поможет или помешает Кремлю политика Евросоюза, направленная на либерализацию энергетического рынка - отделение оптовиков от компаний, занимающихся розничной торговлей, на рынках газа и электроэнергии. Возможно, раздробленным рынком будет даже легче манипулировать. Проницательный ум Голдмана хорошо приспособлен для распутывания таких головоломок.

Но есть и вопрос, на который не существует ответа: "Воспользуется ли Кремль, а конкретно - Владимир Путин, газом в качестве оружия, дабы приобрести политическое влияние на международной арене?". Оптимисты полагают, что бизнес нормализует политику - а в данном случае, что необходимость быть надежным партнером заставит Россию смягчить ее категоричный политический курс и подчиниться международному кодексу поведения. Пессимисты опасаются, что газовая зависимость повлечет за собой "финляндизацию" Европы. Судя по фактам, имеющимся на данный момент, ожидания пессимистов выглядят более обоснованными.

Рецензия на книгу Маршалла Голдмана "Углеводородогосударство" ("Petrostate" by Marshall Goldman, Oxford, 244 страниц, 27 долларов 95 центов)

Лукас - автор книги "Новая холодная война: путинская Россия и угроза Западу" ("The New Cold War: Putin's Russia and the Threat to the West", Palgrave)

Также по теме:

Добыча нефти в России достигла своего пика? (The Christian Science Monitor)

Газопроводы стремятся обскакать друг друга (The Wall Street Journal)

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru