The New York Times | 19 марта 2001 г.
Имея дело с Путиным
Редакция
После сумбурной, но в целом прозападной политики, проводимой в эпоху Ельцина, президент Владимир Путин придал российской дипломатии более националистическую направленность. В некоторых областях - о чем свидетельствует недавнее заявление о возобновлении продаж обычного оружия Ирану - его политика прямо направлена на противодействие Вашингтону. И все же в других сферах, таких как контроль над вооружениями и стремление интегрировать Россию в мировую экономику, Путин надеется на сотрудничество с США.
Эти противоречивые сигналы создают проблемы для администрации Буша, который в ходе предвыборной кампании обещал более жесткий и реалистичный подход в отношениях с Россией. Когда политика Москвы противоречит национальным интересам Америки, Вашингтон должен выступать против нее. Но США следует не отказываться от поддержки российского перехода к рыночной экономике и демократии и работать вместе с Путиным над уменьшением ядерных угроз, оставшихся со времен холодной войны.
России не следует предлагать Тегерану запчасти для своих танков и самолетов, а также современные зенитно-ракетные комплексы. Ей не следовало бы и строить в Иране гражданский атомный реактор, который может предоставить иранский ученым необходимые технологии для создания ядерного оружия. Иранские военные до сих пор находятся под влиянием клерикальных консерваторов, поддерживающих международный терроризм и противящихся достижению мира между Израилем и палестинцами, а также стремящихся создать ядерное оружие.
Москва ведет себя безответственно и в своих отношениях с бывшими советскими республиками, такими как Украина, Грузия и Молдавия, используя их сильную зависимость от поставок энергоносителей для оказания на правительства этих стран военного и экономического давления, чтобы добиться от них успупок. На востоке российские войска дислоцированы в бывших советских республиках Средней Азии, где они помогают бороться с проявлениями исламизма. Путин, значительную часть своей сознательной жизни проработавший в советской разведке, видимо, намерен не только укрепить государственную власть в России, но и восстановить некоторые из старых связей Москвы на международной арене, о чем свидетельствуют его визиты на Кубу и во Вьетнам.
Однако он, видимо, понимает, что в плане обеспечения безопасности для России более важное значение имеют отношения с Западом, включая соглашения с США в области ядерных вооружений и баллистических ракет. В последние месяцы он смягчил свою позицию в отношении планов США по созданию противоракетного щита и дал понять о своей готовности вести с администрацией Буша переговоры как о наступательных, так и об оборонительных ракетных системах. Вашингтону следует воспользоваться этой возможностью.
По всей видимости, Путин сознает также, что, несмотря на недавний подъем, связанный с повышением цен на нефть, жизнеспособность российской экономики зависит от увеличения объема торговли и инвестиций со стороны Запада. Это потребует принятия более жестких мер по борьбе с коррупцией и радикального упрощения процедуры выдачи лицензий на ведение бизнеса.
Вашингтону не следует питать иллюзий в отношении Путина. Он проводит более решительную и независимую политику по сравнению со своим предшественником Борисом Ельциным. Но эта политика может оказаться более предсказуемой и прагматичной. Администрации Буша следует развивать сотрудничество в тех областях, где это возможно, чтобы интегрировать Россию в мировую экономику и обеспечить поддержку Москвой мер по контролю над вооружениями, которые будут выгодны как Вашингтону, так и Москве.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях