Berliner Zeitung | 19 марта 2007 г.
Индейцы против Coca-Cola
Клаус Эрингфельд
Индейцы Боливии требуют от концерна-гиганта отказаться от использования названия их священного растения
Если бы на то была воля боливийских крестьян, то одному из могущественнейших концернов мира пришлось бы искать для своего известного продукта новое название. В запросе, адресованном конституционному собранию страны, крестьяне потребовали запретить могущественному концерну Coca-Cola использование слова "кока". Растение кока - это "возобновляемое стратегическое сырье", и в новой конституции должно быть записано, что оно принадлежит к культурному наследию индейцев, заявила специально созданная Комиссия по коке. Тем самым должно быть исключено дальнейшее зарабатывание денег каким-либо отдельным предприятием на названии "священного листка".
Священного или нет, но у коки есть свои особенности. С одной стороны, для жителей горной страны в Андах листья этого растения занимают важнейшее место в их традиционной медицине. Прожеванные или заваренные в виде чая, они помогают при горной болезни, кроме того, их используют в религиозных церемониях. Однако с другой стороны, из растения, которое в большем объеме кроме Боливии возделывается только в Перу и Колумбии, получают исходное сырье для изготовления кокаина, наркотика. Поэтому США с давних пор пытаются препятствовать разведению коки. С минимальным успехом. По данным Госдепартамента США, в 2006 году Боливия едва ли достигла успехов в уничтожении плантаций коки.
Этому не следует удивляться, ведь президент Эво Моралес был когда-то профсоюзным лидером крестьян, выращивающих коку, и он уже заявил, что в этом году плантации коки должны увеличиться с 12 тыс. до 20 тыс. гектаров. Для Моралеса потребление кокаина - это проблема ведущих промышленных государств, которую там и следует решать. "Для нас кока - это часть культуры и национального тождества", - говорит он.
"Если мы не сможем продавать наши листья и наш травяной чай, - приводит свои аргументы Маргарита Теран, председатель Комитета коки, - тогда мультинациональные предприятия, в свою очередь, не должны иметь право на использование названия нашего растения". Своей инициативой аборигены хотят добиться для своего растения чего-то вроде защиты торговой марки. Ведь, к примеру, Мексика смогла отвоевать торговое название "текила". Так и Боливия тоже могла бы получить право на название "кока".
Концерн-производитель напитков из США уже отреагировал на ситуацию. Название "Кока-кола", "самый ценный товарный знак в мире", защищено, в частности, в соответствии с боливийским правом, заявил концерн. Впрочем, как утверждают боливийские крестьяне, выращивающие коку, еще несколько лет назад концерн ежегодно закупал по несколько тысяч тонн листьев коки. Но действительно ли они входят в рецептуру напитка, Coca-Cola не сообщает.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях