The Washington Post | 19 марта 2007 г.
Подробности нападения по-прежнему озадачивают
Кандейс Рондо
Полиция считает наиболее вероятным мотивом преступление, а не заговор
Дело о стрельбе в специалиста по России у его дома в округе Принца Джорджа две недели назад до сих пор не раскрыто, но источники, осведомленные о расследовании, на этой неделе заявили о своей крепнущей уверенности в том, что этот случай - дело рук обычных преступников, а не часть широкого заговора.
Стрельба 1 марта имела место через четыре дня после того, как 53-летний Пол Джоял высказался против режима российского президента Владимира Путина в программе Dateline телеканала NBC. Два человека стреляли в Джояла, бизнес-консультанта и эксперта по России, на подъездной дорожке его дома в Адельфи около 19:30 после того, как он пропустил рюмку с бывшим генералом КГБ Олегом Калугиным, давним другом и бывшим деловым партнером, в Международном музее шпионажа в северо-западном Вашингтоне.
Личности преступников неизвестны, и полиция говорит, что их мотивы неясны. Пресс-секретарь полиции округа, капрал Диана Ричардсон сказала, что при анализе свидетельств следователи учитывают биографию Джояла.
"Нам известно о слухах и догадках, окружающих это дело, и это, конечно, важная часть расследования, но мы не склонны публично говорить о подробностях дела", - заявила Ричардсон.
Калугин на этой неделе сказал, что состояние Джояла стабильно, и он частично рассказал родственникам о происшедшем.
"Он сказал, что на него напали двое мужчин. Они выскочили из кустов возле дома, он оказал сопротивление. Они выстрелили в него. В панике они убежали, - заявил Калугин. - Похоже, что это обычное преступление".
Источник, осведомленный о расследовании, на условиях анонимности, так как следствие продолжается, подтвердил, что один из свидетелей слышал, как двое мужчин приставали к Джоялу. Эти показания заставили следователей анализировать возможность, что инцидент был попыткой угона машины, заявил источник.
Сын Джояла коротко поговорил с корреспондентом Washington Post на прошлой неделе, но последующие попытки связаться с семьей Джояла у него дома были безуспешными. В интервью с Associated Press жена Джояла опровергла первые предположения следствия о том, что у него были похищены бумажник и портфель, сказав, что их нашли.
При нормальных обстоятельствах стрельба в Джояла не привлекла бы большого внимания. Но его специализация на российских проблемах и связи в разведывательных кругах Вашингтона имели следствием подробное освещение инцидента в российских и американских СМИ.
Загадочная смерть российского журналиста в Москве через четыре дня после стрельбы в Адельфи спровоцировала догадки, породила множество теорий заговора в блогах и ненадолго встревожила даже серьезных наблюдателей.
"Это немножко странно. Все эти вещи, эти заказные убийства, похоже, происходят очень часто", - заявил Эндрю Кучинз, директор программы "Россия и Евразия" в вашингтонском аналитическом Центре Стратегических и международных исследований.
Джоял заявил в программе Dateline NBC 25 февраля, что правительство Путина в ответе за недавнюю смерть от отравления Александра Литвиненко, бывшего агента КГБ и критика Путина, расследовавшего смерть российской журналистки Анны Политковской перед тем, как он сам был убит смертельной дозой редкого радиоактивного изотопа полоний-210. Российские чиновники отрицают какую-либо причастность к отравлению.
Джоял, которого знакомые характеризуют как общительного, резкого в высказываниях бизнесмена, умеющего создать сеть контактов, подружился с Литвиненко во время нескольких поездок в Лондон. Алекс Гольдфарб, знакомый Джояла и Литвиненко и давний деловой партнер живущего в эмиграции российского магната Бориса Березовского, сказал, что Джоял недавно обсуждал возможность проведения в конгрессе США слушаний об убийстве Литвиненко. На самом деле, заявил он, в тот вечер, когда в Джояла стреляли, он оставил на его мобильном телефоне сообщение о планах связаться со своими контактами в конгрессе.
Джоял является вице-президентом зарегистрированной в Вашингтоне государственной консалтинговой фирмы National Strategies. Он был директором службы безопасности комитета сената по разведке в 1980-1989 годах. На этой работе Джоял имел доступ к разведывательной информации и усердно защищал ее, сказал его бывший начальник, сенатор Дэвид Боурен, демократ из Оклахомы.
Боурен, который долго был председателем комитета, сказал, что Джояла зачаровывал мир плаща и кинжала КГБ и он стал изучать организационную структуру российской спецслужбы, познакомившись со многими ключевыми игроками в 1980-1990 годы.
"Когда я был председателем, он иногда говорил: "Видите того человека в четвертом ряду, второе место справа? Это такой-то, по слухам, он связан с КГБ", - сказал Боурен, в настоящее время - президент Университета Оклахомы.
Источники, знающие биографию Джояла, просившие не называть их имена из-за деликатности расследования, заявили, что Джоял одно время работал в полиции Капитолия и недолго был подрядчиком ЦРУ. В биографии Джояла на сайте National Strategies говорится, что когда-то он был сотрудником федеральных правоохранительных органов.
Пресс-секретарь ЦРУ заявил на прошлой неделе, что организация, как правило, не подтверждает и не отрицает, работает ли в ней тот или иной человек.
Джоял был также лоббистом правительства Грузии, этот пост он получил, познакомившись с покойным премьер-министром Грузии Зурабом Жвания и после встреч с низложенным резидентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, сообщил Давид Сумбадзе, бывший заместитель главы посольства Грузии в США и друг Джояла.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях