International Herald Tribune | 19 марта 2008 г.
Холодная война: миссия в сердце Арктики
Уильям Дж. Брод
Если на ледяной поверхности Северного Ледовитого океана царит относительно мирная обстановка, то в его пучине кипят страсти. Но они не идут ни в какое сравнение с теми интригам, что плелись здесь во времена холодной войны.
Сверхдержавы собирались при помощи торпед и ракет превратить эти глубины в преисподнюю, но члены подводного братства - моряки (как российские, так и американские) не первый десяток лет делают все возможное для того, чтобы подробности этих планов остались в тайне.
Но недавно сквозь трещину в стене молчания просочились некоторые подробности, проливающие свет на научные изыскания и шпионские операции, которые велись в рамках приготовлений к Судному дню.
Только что вышедшая книга "Неизведанные воды" ("Unknown Waters") повествует о первой экспедиции подо льдами Северного Ледовитого океана, которая в 1970 году была предпринята подводной лодкой Queensfish с целью нанести на карту Сибирский континентальный шельф. Эта акция стала частью тайной американской программы по подготовке подводных операций в Арктике, которые должны были обеспечить США победу в любом военном столкновении с СССР.
В обстановке полной секретности, как можно более бесшумно передвигаясь под коварными льдами, команда Queenfish под командованием капитана Альфреда Макларена картографировала тысячи миль ранее неисследованного морского дна, чтобы проложить безопасные маршруты для подлодок. Много раз субмарине приходилось маневрировать на мелководье под ледяными килями торосов, которые опускались с поверхности на глубину до 100 футов (30 метров), угрожая судну и 117 членам команды крушением.
Другая опасность заключалась в том, что субмарина могла просто напросто вмерзнуть в лед, не оставляя морякам шанса выйти на поверхность и подать сигнал о помощи, а ведь еда и другие ресурсы были не бесконечны.
Однажды подлодка попала в ловушку, и лишь через час напряженные попытки дать задний ход увенчались успехом - лодка была спасена из потенциальной ледяной могилы.
"Двух недель не проходит, чтобы я об этом не вспомнил, - сказал в интервью автор книги, 75-летний Макларен. - Это была очень опасная ситуация". Его воспоминания об экспедиции публикует University of Alabama Press.
Сильвия Эрл, океанограф, в прошлом - ведущий научный сотрудник Национального управления океанических и атмосферных исследований США, сказала, что эти подвиги в столь гибельных водах сделали Макларена настоящим героем. "Субмарина могла исчезнуть, и никто бы об этом не узнал, - говорит она. - Но они справились. Это было исследование с большой буквы".
После миссии Макларена в Арктике развернулись военные операции, в ходе которых Советы пытались скрыть свои подводные лодки с ракетами на борту подо льдами, а американские торпедоносцы неустанно их преследовали. Задача ставилась так: если холодная война перерастет в "горячую", уничтожить советские подлодки, причем достаточно быстро, чтобы те не успели выпустить по территории США ракеты с ядерными боеголовками.
Норманн Полмар, писатель и исследователь операций ВМФ США, назвал полярный регион "очень и очень неблагоприятной" средой для подлодок. По его словам, нависающие сверху ледяные глыбы всевозможных форм и размеров ухудшают работу основных "глаз" подводной лодки - гидролокаторов, которые улавливают отраженные от дна и окружающих объектов радиоволны.
Под командованием Макларена находился один из самых современных кораблей ВМФ США - черный как смоль монстр почти в 300 футов длиной. Это был первый представитель многочисленного класса подлодок, специально сконструированных для круглогодичных операций в полярном регионе, в связи с чем его оборудовали рядом специальных акустических приборов для визуализации сложного подводного мира, скрытого под толщей льда.
В частности, на подлодке был установлен специальный датчик для обнаружения айсбергов, точнее опасной для субмарин их подводной части. По всей длине судна от носа до кормы были распределены семь направленных вверх акустических датчиков, с помощью которых команда могла определить толщину льда у себя над головой.
Как вспоминает в "Неизведанных водах" Макларен, при подготовке к арктической экспедиции с Queenfish сняли все опознавательные знаки, а на борт загрузили полный торпедный боекомплект.
5 августа 1970 года лодка всплыла на Северном полюсе. Члены экипажа вышли на лед, чтобы развлечься под руководством одетого в красное импровизированного Санта-Клауса. После этого подлодка направилась к Сибирскому континентальному шельфу, чтобы приступить к выполнению секретной разведывательной миссии.
Москва заявила, что граница ее территориальных вод, к которым относится и большая часть шельфа, пролегает в 230 милях (370 км) от побережья. Средняя глубина моря в этом районе - несколько сотен футов. Но Вашингтон признавал лишь 12-мильную зону, и у Макларена был приказ руководствоваться именно этим.
В книге говорится, что подлодка неоднократно подходила к советским берегам так близко, что в перископ было видно землю. Команда изучила острова Большевик и Октябрьской революции из архипелага Северная Земля.
Однажды на Queenfish заметили караван судов. "Мне удалось рассмотреть эти шесть кораблей и установить, что они советские, - пишет Макларен. - Там был ледокол, за которым следовали танкер и четыре сухогруза. Они шли на восток, неторопливо пробираясь через нагромождение дрейфующих льдин".
Основная задача состояла в том, чтобы нанести на карту морское дно и собрать океанографические данные - на случай, если Арктика станет важным театром военных действий. Основной метод заключался в обнаружении изгибов донного рельефа, после чего подлодка проходила над ними. Например, экипаж зафиксировал участки Северного ледовитого океана, где глубина достигала 600 футов. В результате была составлена навигационная карта, испещренная изогнутыми линиями, как на топографической карте.
Усилия по исследованию морского дна привели Queenfish в западню. Моряки смотрели свой любимый вестерн "Шейн", когда вошел посыльный. Он тронул Макларена за плечо и шепотом сказал ему, что лодка застряла.
"Вне себя от волнения я бросился на пункт управления по левому борту, - пишет Макларен. - Экран детектора айсбергов полыхал сигналами, из которых следовало, что по всему периметру нас окружает лед".
Макларен приказал экипажу замереть на месте, а сам вместе с вахтенными при помощи винта, а также рулей глубины и поворота, начал медленно выводить лодку задним ходом. Наконец, пишет он, лодка вышла на глубину, и у всех "одновременно вырвался дружный вздох облегчения".
Двухмесячное плавание закончилось в Номе (Аляска), где команду и судно ждал прохладный прием. Когда устрашающего вида подлодка без опознавательных знаков пришвартовалась у городского причала, мэр города и простые обыватели приняли ее за советскую.
В 1972 Макларену вручили медаль "За выдающиеся заслуги" - высшую военную награду в мирное время.
Как говорят историки, после этой миссии арктические маневры начали набирать оборот, и под лед отправлялось все больше лодок с обеих сторон. В США было построено 36 субмарин типа Queenfish (их относят к классу Sturgeon).
Официальной информации о полярных подвигах очень мало. Однако ледяной мир нередко замирал в предчувствии войны. В 1984 году американский спутник засек советскую подлодку, которая, проломив лед, всплыла на поверхность, чтобы выполнить учебный пуск ракет.
Военные эксперты и юристы говорят, что книга Макларена не только позволяет заглянуть в тайный мир подготовки операций времен холодной войны, но и может иметь политические последствия в наши дни.
Дело в том, что американские подлодки неоднократно входили в зону, которая с точки зрения Москвы относилась к советским территориальным водам. Москва отстаивала эти границы, а Вашингтон отказывался их признать. Как отмечают в интервью эксперты в области морского права, раскрытие информации о столь дерзких действиях может привести к тому, что на международных форумах будет поднят вопрос о судоходных правах американских кораблей.
Бернард Оксман, специалист по морскому праву с юридического факультета Университета Майами, назвал экспедицию 1970 года "показателем государственной практики и нежелания со стороны Америки признавать морские притязания России". Хотя в последние годы Москва сняла часть своих требований в этой сфере, добавил он, прецедент остается прецедентом.
Сам Макларен тоже считает свою разведывательную миссию важной вехой в борьбе за свободу судоходства - будь то в российских водах или в других спорных районах Арктики.
На сегодняшний день эта проблема остается весьма актуальной, поскольку в результате таяния арктических льдов открываются новые судоходные пути и, по всей видимости, обширные залежи полезных ископаемых, в том числе нефти. Нас ждет новая "золотая лихорадка".
"Важно сохранить свободу морей, - сказал в интервью Макларен. - Это один из тех принципов, за которые наша страна сражается буквально со дня своего зарождения".
Глобальное потепление и таяние полярных льдов создают не только новые возможности, но и новые сферы ответственности, сказал Макларен. И добавил: "Мы должны отстаивать свои позиции".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях