InoPressa: тема дня | 19 марта 2010 г.
"Сюрприз" Путина не понравился Хиллари
Обзор прессы
В первый же день визита Хиллари Клинтон в Москву российский премьер преподнес сюрприз, сделав заявление, что АЭС в Бушере заработает этим летом. Путин ставит под сомнение негласную договоренность с Западом и подрывает позиции Медведева, комментируют СМИ. На переговорах по "новому СНВ" стороны говорят, что вышли на финишную прямую, но сроков не называют.
Вчерашнее заявление Путина, что этим летом Россия поможет Ирану ввести в строй первую иранскую АЭС, - это пощечина госсекретарю Клинтон в дни ее визита в Москву, утверждает The Wall Street Journal. Клинтон не замедлила дать отповедь - на совместной пресс-конференции с Сергеем Лавровым она заявила, что осуществление каких-либо проектов в данный момент преждевременно, так как иранской стороне нужно послать недвусмысленный сигнал.
Заявление Путина ставит под сомнение негласную договоренность с Западом, что Россия не будет поставлять топливо для запуска Бушерской АЭС, пока Иран не согласится сотрудничать с инспекторами МАГАТЭ, пишет издание. Вмешавшись в столь важный внешнеполитический вопрос, Путин к тому подорвал позиции Медведева и вновь заставил задуматься, кто же в России главный.
В четверг в Госдепартаменте сообщили, что программа визита Клинтон дополнена встречей с Путиным - они увидятся вечером в пятницу, после встречи госсекретаря с Медведевым.
В первый же день визита Хиллари Клинтон в Москву, во время переговоров госсекретаря с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, Владимир Путин заявил, что первая иранская АЭС в Бушере, построенная российскими специалистами, летом будет введена в эксплуатацию. На фоне попыток Вашингтона уговорить членов Совбеза ООН поддержать санкции против Тегерана заявление Путина очень напоминает недружественный жест, отмечает Le Figaro.
Этот жест - "яркая иллюстрация всей двусмысленности отношения России к Ирану и того недоверия, которым продолжают характеризоваться российско-американские отношения". Корреспондент Пьер Авриль полагает, что Москва не готова отказаться от экономических выгод в Иране, чтобы не проиграть своему главному конкуренту - Китаю.
Не успела госсекретарь США Хиллари Клинтон приехать в Москву для переговоров по ядерному оружию и Ближнему Востоку, как страсти по поводу Ирана разгорелись открыто, пишет The Los Angeles Times. На совместной с Лавровым встрече с журналистами Клинтон осудила Москву за строительство и снабжение топливом АЭС в Иране.
"Если Иран даст миру гарантии или если его поведение изменится на фоне международных санкций, то он сможет заняться созданием гражданской ядерной энергетики, - заявила она. - Думаю, что рано двигаться вперед по иным проектам с Ираном, ибо мы хотим дать прозрачный сигнал иранцам".
Между тем Лавров стоял на своем. Он заявил, что этот проект будет доведен до конца, АЭС будет запущена и начнет выработку электроэнергии. Он добавил, что АЭС в Бушере играет особую роль в сохранении в Иране присутствия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Делегации России и США вышли на финишную прямую на переговорах по "новому СНВ" - осталось разрешить всего один-два вопроса, излагает The Washington Post заявления Клинтон и Лаврова, сделанные в четверг на упомянутой выше пресс-конференции. Но оптимистичная оценка переговоров о контроле над вооружениями контрастирует с новым признаком того, что Россия вряд ли разделяет приоритетные цели США в других сферах - например, в ситуации вокруг ядерной программы Ирана, пишет корреспондент, сообщая о заявлении Путина по Бушеру.
По мнению многих аналитиков, Россия пользуется постоянными отсрочками в ходе строительства Бушерской АЭС как рычагом влияния. "Собственно, заявление Путина, по-видимому, означает новую отсрочку: ранее планировалось завершить работы весной, а не летом. Но момент, выбранный для объявления, поставил Клинтон в неловкое положение и кажется ударом по ее усилиям сплотить другие страны вокруг жесткого подхода к Ирану", - говорится в статье.
В тот самый момент, как госсекретарь США закончила дарить фотографам свои лучшие улыбки и вошла в кабинет российского министра иностранных дел Сергея Лаврова для встречи в духе "новой дружбы", российский премьер Владимир Путин без церемоний затронул весьма деликатную для американской дипломатии тему - об иранской угрозе, рассказывает итальянская La Repubblica. Находясь в Волгодонске на совещании по ядерной энергетике, Путин объявил о предстоящем вводе в строй иранской АЭС в Бушере, на которую российская сторона уже давно поставляет топливо.
После встречи с Лавровым Клинтон, которую проинформировали о данном решении, пыталась сохранять спокойствие и добилась встречи с Путиным, которая должна состояться сегодня в одной из подмосковных резиденций.
Но, по меньшей мере, по договору СНВ Клинтон преисполнена оптимизма, продолжает издание. В Женеве успешно проходят переговоры по снижению потолка в 1500-1675 боеголовок, хотя вопрос будет решен не в самое ближайшее время. "Плюс ко всему - последнее заявление Путина, который, вероятно, ведет свою партию в переговорах. Сегодня в ходе приватной встречи, без ритуальных пресс-конференций, Клинтон и Путин выскажутся откровенно", - прогнозирует автор статьи.
Главы внешнеполитических ведомств России и США после вчерашней встречи в Москве оптимистически оценили возможность заключения нового соглашения по СНВ в ближайшее время, однако отказались называть точные даты подписания, пишет El País. Складывается крайне неблагоприятная ситуация в преддверии международной конференции по нераспространению, которая состоится в Вашингтоне 12 апреля: "Обама и Медведев вряд ли смогут убедить другие государства не вступать в гонку распространения, если сами они не в состоянии сократить арсеналы", - подчеркивает газета.
Также по теме:
Разногласия, касающиеся Ирана, стали главной темой визита Клинтон в Россию (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях