L'Espresso | 19 марта 2012 г.
Браудер против Путина
Джиджи Рива
В российской тюрьме был убит адвокат финансиста Билла Браудера. Теперь Браудер ведет расследование, чтобы добиться справедливости, и это расследование может довести до Кремля, рассказывает Джиджи Рива читателям еженедельника L'Espresso.
Он просыпается каждое утро с мыслями о человеке, который был убит, но не предал его. Он встает, бреется, одевается, идет в офис, но вместо того, чтобы следить за биржевыми котировками биржи, как положено успешному финансисту, он открывает компьютер, чтобы увидеть, прислал ли ему кто-нибудь документы, которые позволят уличить чиновников различного рода в убийстве. По меньшей мере 200 человек, анонимно или открыто, помогают финансисту в этом гигантском частном расследовании, говорится в материале, и они уже собрали доказательства против сотни человек: судей, врачей, охранников, полицейских, сотрудников налоговой службы, чиновников Кремля. Потому что человек, которого убили, - московский адвокат Сергей Магнитский, а человек, добивающийся справедливости, - англичанин американского происхождения Билл Браудер, высланный из России шесть лет назад как "персона, представляющая угрозу национальной безопасности". Фоном для всех этих событий является история с похищением 230 млн долларов. "Но что значат деньги по сравнению с жизнью и принципом справедливости?" - говорит Браудер.
"В своем строгом офисе в Лондоне, в штаб-квартире своего фонда Hermitage финансист раскладывает документы с холодным гневом человека, который не может допустить ошибки. Потому что его противник - один из самых могущественных людей в мире, Владимир Путин", - пишет автор публикации. "Без его ведома виновные в убийстве не смогли бы действовать", - уверен Браудер.
Слова "сдаться" и "невозможно" не существуют в словаре семьи Браудер, продолжает журналист. Боевой дух и стремление бороться с системой обусловили жизнь Билла Браудера. История семьи переплетается с историей России. Дед Билла, марксист-ленинист, основатель американской компартии, в 1921 году приехал в Советский Союз как представитель шахтеров. Там он познакомился с будущей женой Раисой, судьей по профессии, большевичкой по убеждениям. Феликс, отец Билла, был вундеркиндом в области математики и получил докторскую степень уже в 20 лет. Билл, родившийся в 1964 году, увлекся экономикой, закончил университеты в Стэнфорде и Чикаго и уехал из США в Лондонский Сити. Он работал аналитиком у медийного магната Роберта Максвелла, потом в инвестиционном банке Salomon Brothers. Именно тогда он интуитивно оценил огромные потенциальные возможности приватизационных процессов, прежде всего в России, на родине бабушки и на земле, где разбились мечты деда. Но интуиции мало, нужны средства. На помощь иногда приходит фортуна: богатый банкир Эдмон Сафра одолжил Биллу 25 млн долларов. На эти деньги Билл создал в Москве Hermitage Capital - хеджевый фонд, который стал самым удачливым в России с 4,5 млрд долларов инвестиций, пишет автор статьи.
Билл обосновался в Москве, дела шли хорошо, его надежды подтверждались. Восходила звезда Путина, в которого Браудер вначале верил: "Да, я был его сторонником, я думал, что он действительно должен стать человеком, который нужен стране". Но вокруг нового царя стали подниматься олигархи, "и я начал свою борьбу против них", говорит Браудер. Эта борьба дорого обошлась. Счет был выставлен в ноябре 2005 года, когда по прилете из Лондона "меня задержали, мне сказали, что моя виза отозвана, и меня выслали из страны", рассказывает финансист. Он понял, что ветер поменялся, и что же он сделал? "Тихо, но быстро я вывел за рубеж все деньги, которые люди доверили фонду, чтобы их не разворовали. Когда полиция в 2007 году совершила рейд в наш Фонд, она не нашла там денег и унесла с собой инвестиционные сертификаты, не зная, что они уже пусты". Агенты забрали с собой марки и печати, которые послужили для фальсификации документов и смены собственников некоторых компаний группы. Именно в этот период началась последняя часть истории, повествует издание. Билл Браудер принял на работу молодого адвоката Сергея Магнитского, который раскрыл мошенничество в объеме 230 млн долларов. Опираясь на фальсификации, некоторые псевдособственники компании потребовали компенсацию, и их требование было признано законным в течение двух дней, хотя, согласно обычной практике, этот процесс длится месяцами, если не годами, пишет автор статьи.
Адвокат выступил с обвинением, но следователи, которые вели дело, перевели это обвинение на самого адвоката. Это были подполковник Артем Кузнецов и майор Павел Карпов. В 2008 году Магнитский оказался в тюрьме. "Его поместили в камеру с 14 заключенными, без отопления и душа. Он похудел на 20 кг, его пытали, чтобы он дал показания против меня, - рассказывает финансист, - но он отказывался. У него заболели почки, у него развился панкреатит, он 20 раз обращался с письменной просьбой об оказании медицинской помощи, но ему всегда в этом отказывали. Его перевели в пресловутую "Бутырку", где 8 охранников в течение часа и 18 минут беспрерывно его избивали. До самой его смерти". Это произошло 16 ноября 2009 года. И с этого дня финансист не знает покоя. Существует сайт www.russian-untouchables.com, на котором размещены доказательства против 60 человек, которые сыграли свою роль в убийстве. "Никто не знает характера человека до того момента, как он оказывается трудной ситуации. Сергей, чтобы не предать меня, остался до конца честным. И заплатил за это жизнью. Поэтому каждый день воспоминания о нем разрывают мне сердце", - говорит Билл Браудер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях