Yomiuri | 19 мая 2003 г.
Бумага может быть прочнее камня
Пол Джексон
Достаточно получить от японца письмо, написанное на бумаге "васи", которая изготавливается вручную в городе Имадатэтё (префектура Фукуи), чтобы понять, что в нем идет речь о чем-то очень важном. Традиция изготовления высококачественной бумаги сложилась в Имадатэтё еще 1500 лет назад.
"Специалисты считают, что технология изготовления бумаги появилась в Японии в IV-V веках", - рассказывает Масахару Кавано, директор местного кооператива по производству бумаги "васи". Бумагу здесь начали изготавливать выходцы из Кореи, лодки которых сильное морское течение относило от Корейского полуострова к берегам Этидзэн - современной префектуры Фукуи.
"Все основные приемы изготовления бумаги, которые впоследствии стали применяться в Японии повсеместно, были изобретены именно в Этидзэне", - говорит Хироаки Наито, руководитель производственного кооператива "Фукуи васи". В настоящее время в Имадатэтё функционируют три крупных предприятия, известных под общим названием "Этидзэн васи-но сато" ("Родина "васи" из Этидзэна"), которые тщательно изучают историю бумажного производства в Этидзэне и обеспечивают ее изготовление для современного использования.
В цехе одного из таких предприятий, называемом "Зал папирусов", чаны с клееобразным веществом всегда ждут тех посетителей, которые захотят пробовать самостоятельно изготовить бумагу.
На первый взгляд трудно даже предположить, что можно что-то сделать из смеси, состоящей из спутанных волокон и "нэри" - вязкой жидкости из корня растения торороаои или коры гортензии нориуцуги, которая прочно скрепляет волокна бумаги и придает ей эластичность и прочность. Кажется, что эта смесь более подходит для клейки обоев, чем для производства бумаги высококачественной фактуры, на которой можно писать.
Однако первое впечатление весьма обманчиво. Комплект прекрасных почтовых открыток, сделанных вами собственноручно, будет готов через 25 минут, после того как его разложат на золотой пластине и просушат при помощи большого фена для сушки волос.
Сначала бесформенная бумажная масса помещается на специальное сито и просеивается до тех пор, пока не примет ровную горизонтальную форму. Затем волокна плотно соединяются и превращаются в липкий лист бумаги.
Процедура просеивания, которая называется "нагасидзуки", является самым важным элементом в процессе производства бумаги в Японии. Он существенно отличается от континентального способа производства бумаги по технике "тамэдзуки" - более простого метода сушки, в котором не применяется просеивание и тряска бумажной массы.
"Глядя на бумагу, можно сразу определить, при помощи какой технологии она была изготовлена. На бумаге, изготовленной по технологии "тамэдзуки", остаются более грубые следы на месте соединения волокон", - поясняет Наито.
Тщательно смывая избыточный материал с поверхности образующегося листа бумаги, техника "нагасидзуки" позволяет производить очень гладкую и эластичную бумагу.
"Производство бумаги в Японии имело собственные характерные особенности, - продолжает Наито. - Мастера, которые знакомились с технологией ее изготовления на континенте, прежде всего искали местные материалы, которыми можно было бы заменить отсутствующую на острове коноплю и другие растения. Японские мастера стали использовать тутовое дерево "кодзо" и другие волокнистые растения, такие, как "гампи" и "мицумата". Еще одна особенность японской технологии - это применение "нэри" для связки бумажных волокон".
Тип бумаги, который исторически наиболее связан с Этидзэн, называется "ториноко" ? это тонкая бумага с гладкой поверхностью, сделанная из "мицумата", и более толстая и плотная бумага ? "хосё" из растения "ходзо". Поскольку бумага из Этидзэн очень нравилась сёгунам династии Токигава, именно на ней написаны все исторические документы периода Эдо (1603-1868 гг.), который по праву считается золотым веком бумажного производства в Этидзэне.
Плотная бумага широко применялась и в традиционной архитектуре. Легкие конструкции из деревянных скользящих каркасов ("фусума" и "сёдзи"), на которые натягивалась бумага, выдерживали даже сильные тайфуны и землетрясения, которые безжалостно разрушали каменные постройки.
Но в настоящее время бумага "васи" применяется лишь в исключительно редких случаях.
В эпоху дешевых упаковок и современной архитектуры, в которой более на применяются бумажные перегородки, усовершенствованные технологии промышленного изготовления бумаги и полиграфии резко снизили спрос на дорогостоящую бумагу из Этидзэн. Поэтому производство "васи" неуклонно идет на убыль, несмотря на прекрасную фактуру и красивые цвета.
"За последние 20 лет количество мастеров по производству "васи" сократилось с 1000 до 600 человек", - говорит Кавано.
"При современном развитии техники фотопечати, бумагу, похожую на "васи", можно изготовить в любом месте всего за четверть ее стоимости", - продолжает он.
Однако в прошлом похожие кризисы иногда даже давали новый толчок бумажному производству в Этидзэне.
Адаптация Японии к западной культуре и экономике в начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) привела к появлению в стране национальных банкнот. Так Этидзэн стал и местом рождения первых бумажных денег, а строительство традиционного жилья и повышенный спрос на бумагу для изготовления "фусума" в послевоенный период способствовал дальнейшему развитию бумажного производства в Имадатэтё.
И в то время как многие мастера бросают свое дело, считая его малоперспективным, на их место приходят молодые люди с новыми надеждами и идеями.
"Когда я еще был учащимся средней школы, я сделал из японской бумаги комплект западной одежды для демонстраций мод, - говорит Нахо Мурата, один из самых молодых членов союза мастеров бумажного производства в Имадатэтё. - Успех вызвал у меня интерес к тому, как производится эта бумага. И когда учитель моей школы представил меня сотрудникам бумажной фабрики, я решил полностью использовать этот шанс. Теперь бумага стала моей профессией".
Остается надеяться, что бумага из Этидзэн выдержит натиск нового времени так же успешно, как она выдерживала цунами и землетрясения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях