The New York Times | 19 мая 2005 г.
Новый фильм о "Звездных войнах" используют в политических целях
Дэвид Халбингер
Кинорежиссер Джордж Лукас вряд ли мог предположить, что героев и антигероев последней серии "Звездных войн" - "Эпизод III: месть ситхов" будут использовать в политический борьбе, в партийных дебатах в США, которые развернулись в среду, за несколько часов до премьеры фильма.
Группа сторонников либеральной политики, сайт которой находится по адресу Moveon.org, намерена потратить 150 тысяч долларов на размещение на телеканале CNN рекламных роликов и распространение листовок, сравнивающих лидера большинства в cенате США, сенатора Билла Фриста с отрицательным героем фильма, жаждущим власти канцлером Палпатином. Поводом для такого сравнения послужила та роль, которую сыграл сенатор Фрист при демонстрации сенатским большинством своей силы в вопросе о назначении федеральных судей.
Консервативные веблоги обрушились на Лукаса с критикой за то, что в фильме есть намеки на президента Буша - например, когда Анакин Скайуокер, который затем превратился в отрицательного героя Дарта Вейдера, предупреждает: "Если вы не со мной, то вы - мой враг", что напоминает ультиматум Буша после 11 сентября: "Либо вы с нами, либо - с террористами".
Малоизвестный консервативный интернет-сайт Pabaah.com, сайт "патриотических американцев, бойкотирующих антиамериканский Голливуд", добавил господина Лукаса в список деятелей шоу-бизнеса, которым объявлен бойкот. В этом списке 200 имен, среди них Джейн Фонда, Сьюзен Сарандон, Шон Пенн и "Дикси чикс".
Даже популярный в США информационный интернет-сайт Drudge Report не остался в стороне: на сайте помещена фотография Дарта Вейдера и статья, в которой с этим отрицательным героем сравнивается пресс-секретарь "Белого дома". Репортеры раскритиковали пресс-секретаря за его требование к журналу Newsweek "возместить ущерб", причиненный мусульманскому миру статьей журнала об осквернении Корана.
Конечно, нет ничего нового в том, что политики стремятся набрать очки за счет популярных фильмов. Вспомните Рональда Рейгана, который позаимствовал метафору "империя зла" и стал использовать ее по отношению к советскому блоку, или то, как критики Рейгана утверждали, что он позаимствовал идеи о противоракетной обороне из фильма "Звездные войны".
Сенатор-республиканец из Аризоны Джон Маккейн, который часто становится возмутителем спокойствия, сравнил свою предвыборную кампанию 2000 года с тем, как Люк Скайволкер боролся за то, чтобы покинуть мертвую звезду.
Но для голливудского фильма очень необычно оказаться в центре политики даже до того, как прошла премьера фильма. Хотя такое уже происходило с фильмом "Послезавтра" киностудии 20th Century Fox, в котором прозвучало апокалиптическое предупреждение о последствиях глобального потепления. Политики и общественные деятели, включая Альберта Гора и организацию Moveon.org, использовали этот фильм для протеста против политики Буша в отношении окружающей среды.
Как правило, голливудские студии уделяют очень большое внимание тому, чтобы в их проектах - и на стадии создания, и особенно тогда, когда они позиционируются на рынке - не содержалось сообщений, которые могли бы обидеть какие-либо большие группы кинозрителей, например, людей, которые голосуют за ту или иную политическую партию.
Все это создает сомнения в правильности решения Лукаса провести премьеру новой серии фильма "Звездные войны" на финале Каннского фестиваля.
Годом ранее, говоря о прошедшей на Каннском фестивале премьере фильма Майкла Мура "Фаренгейт 9/11", Лукас шутил: "Может быть, этот фильм разбудит людей".
По словам Лукаса, впервые замысел "Звездных войн" у него появился во время вьетнамской войны. "То, что мы делали во Вьетнаме и что мы делаем в Ираке, не поддается сравнению", - считает кинорежиссер.
Питер Сили, бывший директор по маркетингу киностудии Columbia Pictures, считает использование партиями эпизода из фильма в политических целях "абсурдом", но, по мнению Сили, это играет на руку фильму как реклама. Лукас не стал делать заявлений о том, что в фильме нет намека на политические события сегодняшнего дня, и, видимо, это был умный поступок с его стороны, считает Питер Сили, который преподает маркетинг индустрии развлечений в Университете Беркли, штат Калифорния.
Вся эта шумиха вряд ли скажется в худшую сторону на кассовых сборах этого фильма. По оценке экспертов Голливуда, за первые четыре дня показа фильма кассовые сборы составили 120 млн долларов.
Сили считает, что другим кинорежиссерам было бы неплохо проверить свои фильмы на предмет наличия в них скрытых политических сообщений, до того, как публика не сделает это за них. Так, стоит это сделать режиссеру нового фильма о Кинг-Конге, который выйдет на экраны в этом году. Что, если кто-то увидит в этом фильме намек на поддержку Ирака или же фильм огорчит сторонников гуманного обращения с животными?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях