La Repubblica | 19 мая 2006 г.
"Неоталибы опасные, но более слабые. Народ их не любит"
Энрико Франческини
"Ситуация ухудшилась, бои стали более интенсивными, вполне вероятно, что речь идет о начале летнего наступления, чего не наблюдалось последние два-три года. Но, несмотря на это, я продолжаю с оптимизмом смотреть на будущее Афганистана в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но при условии, что страны западной коалиции и НАТО будут совершать правильные шаги и не выведут свои войска".
О нынешней ситуации в Афганистане рассказывает Джейсон Бурке, один из крупнейших знатоков этой страны, куда он часто приезжает в качестве специального корреспондента Observer. Он автор книги-расследования о международном терроризме "Аль-Каида": правдивая история".
- Что означает это возобновление активности талибов?
- Это доказательство того, что Запад, упустив возможность стабилизировать ситуацию на юге Афганистана, позволил талибам реорганизоваться. Правильнее сказать - неоталибам, потому что это уже не те люди, что были раньше. Теперь у них имеются базы, маршруты доставки оружия и помощи, новые союзы. Результатом является нарастающий хаос.
- Почему была упущена возможность стабилизировать обстановку на юге Афганистана?
- Потому что после свержения режима талибов Запад не понял, что необходимо разместить большое количество войск или других средств на территории всего Афганистана для установления законности и порядка. Западные силы сконцентрированы в Кабуле, на севере страны, и лишь недавно переброшены на юг, но уже поздно, если не слишком поздно предпринимать такой шаг.
- Стабильность в Афганистане - это лишь военный вопрос?
- Нет, в настоящее время отмечается возобновление в широком масштабе контрабанды наркотиков, и речи не идет об экономическом развитии. Слишком многие заинтересованы в распространении хаоса по религиозным, политическим и экономическим соображениям.
- Почему вы говорите, что сегодняшние неоталибы уже не те, что в прошлом?
- Отчасти они те же, но многое изменилось. Уже не то руководство, численность талибов сократилась, они действуют только на юге, это уже не широкое религиозно-племенное движение, оно утратило поддержку со стороны народа. Именно по этой причине талибы ограничиваются проведением рейдов и терактов: если бы население было с ними, они бы останавливались в деревнях, но в настоящее время они атакуют и уходят в горы. И это, несмотря на обострение ситуации, хорошая новость.
- Что необходимо сделать, чтобы разгромить их?
- Больше войск, больше безопасности, больше экономического развития. И самое главное: не выводить силы натовской коалиции. Необходимо помнить, что, невзирая ни на что, сегодняшний Афганистан лучше прежнего, Кабул преобразился, появилась надежда на будущее.
- Имеет ли отношение "Аль-Каида" к военному наступлению талибов?
- Все зависит от того, что понимать под словом "Аль-Каида". "Аль-Каида" присутствует в Афганистане в лице иностранных боевиков, преимущественно узбеков и таджиков, но не чеченцев, как думают некоторые, при этом лидеров "Аль-Каиды" там нет и координация действий со стороны организации бен Ладена отсутствует.
- Возникает вопрос: где же бен Ладен? И где Абу Омар, экс-лидер талибов?
- Не думаю, что он вместе с бен Ладеном, эти двое не вызывали друг у друга симпатии даже прежде, можно предположить, что они где-то скрываются. Омар может быть в Карачи, в племенных зонах или в горах. Было бы хорошо поймать его ради морального удовлетворения, но не думаю, что, будучи в бегах, он может представлять серьезную опасность.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях