The Telegraph | 19 ноября 1999 г.
Царь Борис хлопает дверью
Маркус Уоррен
Вчера Ельцин назвал неприемлемой западную критику военных действий в Чечне и покинул Стамбульский саммит ОБСЕ, - пишет газета.
Российский президент вынудил западных лидеров изменить тон своих критических выступлений в адрес России в обмен на возможность подписания двух документов, направленных на обеспечение мира и безопасности в Европе. Со своей стороны, Россия пошла лишь на минимальные уступки, дав согласие на визит в район конфликта международной миссии.
Внезапный отъезд Ельцина из Стамбула - более чем за два часа до запланированного срока - произошел именно тогда, когда, на саммите сложилась самая напряженная атмосфера со времен окончания холодной войны. "Так как сегодня церемония подписания не ожидается, мы решили покинуть Стамбул несколько раньше. Мы уезжаем прямо сейчас",- заявил журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Якушкин.
Участники саммита сравнивают атмосферу на встрече с временами, когда Хрущев гневно стучал ботинком по трибуне ООН. Ельцин не стучал ботинком, но уже развязывал шнурки,- пошутил один высокопоставленный западный дипломат. "Он был очень несговорчив. Не знаю, какие лекарства принимал российский президент, но выглядел он вполне работоспособным."
По словам дипломатов, никто и не ожидал, что Ельцин сможет выдержать весь саммит. Однако он покинул Стамбул менее чем через 10 минут после встречи с канцлером Германии Шредером и президентом Франции Шираком. Внезапно уезжая, он заявил, что должен ехать, чтобы заниматься Чечней.
Выступив решительно против западной критики российских действий в Чечне, Ельцин обеспечил саммиту бурный старт. "У вас нет права критиковать Россию за Чечню",- заявил он. "Неприемлема критика тех, кто не понимает, что Россия ведет борьбу против распространения опухоли терроризма за пределы страны."
"Мы выступаем за мир и политическое урегулирование в Чечне. Именно поэтому мы должны покончить с вооруженными бандитами и террористами, с которыми невозможно вести переговоры."
Эффект от заялений Ельцина оказался существенным: в своих выступлениях западные лидеры заняли неожиданную позицию - они предпочли не обижать российского президента. В своей весьма сдержанной речи президента Клинтона почти не звучала критика в адрес российских действий в Чечне, - замечает автор.
Министр иностранных дел Великобритании Робин Кук - он замещал на саммите Тони Блэра, который оказался единственным из западных лидеров, кто предпочел не лететь в Стамбул - вторил Клинтону. Он лишь задал вопрос, не приведет ли чеченская операция к росту поддержки сепаратистов. Только Ширак набрался смелости и осудил действия российских войск в Чечне, - отмечает автор.
После отъезда Ельцина участники саммита обсуждали два основных документа - новую Хартию европейской безопасности и обновленный Договор об обычных вооруженных силах в Европе - которые должны ознаменовать собой окончание холодной войны. Предполагается, что Хартия создаст новые рамки для сотрудничества всех европейских стран в области безопасности, однако Москва пытается ее использовать, чтобы ограничить свободу действий НАТО и обеспечить России возможность действовать по своему усмотрению на собственной территории.
Проблемы с Договором об обычных вооруженных силах в Европе возникли из-за отказа России вывести свои войска из Молдавии и Грузии, а также нарушений Москвой предельных уровней обычных вооружений на Северном Кавказе.
Скорее всего сегодня западные страны подпишут данный договор, даже с учетом того, что Россия обязуется вернуться к определенным договором уровням только "когда позволят обстоятельства", - заключает газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях