Berliner Zeitung | 19 ноября 2003 г.
Нежелательный спутник
Франк Херольд
15 лет назад в ГДР был запрещен журнал "Спутник"
19 ноября 1988 года министр почты и связи ГДР открыл газету и узнал, какое распоряжение он, оказывается, подписал. В десяти сухих строчках его пресс-служба сообщала, что советский ежемесячный журнал "Спутник" "вычеркнут из каталога печатных изданий". Фактически это означало запрет журнала.
Обоснование было следующим: "Журнал не вносит никакого вклада в дело укрепления германо-советской дружбы, а, напротив, искажает историю". Авторы сообщения посчитали дальнейшие объяснения, как и необходимость заранее проинформировать об этом министра Рудольфа Шульце, излишними. Тем более что всякий знал - такие решения принимались не в министерстве, а в ЦК СЕПГ. В данном случае - персонально Эрихом Хонеккером.
Новый взгляд на историю
"В конце лета 1988 года мы получили сигнал, что руководство ГДР недовольно растущей популярностью "Спутника", - вспоминает тогдашний главный редактор Евгений Воробьев. Журнал выходил на немецком языке с 1967 года.
Многие годы он не пользовался популярностью, так как его статьи полностью соответствовали уровню советских средств массовой информации. Но в середине восьмидесятых годов, в период перестройки и гласности, советские СМИ радикально изменились, а с ними и "Спутник".
Граждане ГДР внезапно получили доступ к прежде закрытой информации, в особенности к той, которая касалась новейшей истории. "Тираж немецкоязычного выпуска подскочил до 180 тысяч экземпляров, - рассказывает Воробьев. - Большая его часть распространялась по подписке, остатки тиража моментально сметались из киосков".
Октябрьский номер 1988 года переполнил чашу терпения руководства ГДР. После ряда статей о сталинских репрессиях 30-х годов и об отказе немецких коммунистов от борьбы против Гитлера "Спутник" поставил провокационный вопрос: "Мог ли Гитлер быть Гитлером без Сталина?"
"Мы не верили, что дело дойдет до запрета. Ведь наша дружба все еще считалась вечной и непоколебимой, к тому же, в конце концов, руководство СЕПГ официально поддерживало перестройку и гласность", - рассказывает Воробьев. Кроме того, "Спутник" печатался в издательстве государственного информационного агентства "Новости".
После запрета верхушка ГДР сначала молчала. Однако спустя почти неделю центральный печатный орган Neues Deutschland вынужден был огласить свою позицию. Недовольство населения выразилось в неожиданно мощной волне протеста: в редакцию Neues Deutschland поступило необычно много читательских писем, несколько молодых людей демонстративно расстались со своими партбилетами, в Лейпциг в воздух поднялись сотни воздушных шаров с эмблемой "Спутника", а на заводах Leuna в одном из цехов дело дошло до краткой забастовки.
Запрещение "Спутника" был делом чрезвычайным, но не единичным. Уже в начале 1988 года подписчикам не были доставлены три номера журнала "Новое время", который тоже издавался в Москве. В них была напечатана пьеса "Дальше, дальше, дальше", пронизанная критическим отношением к Октябрьской революции.
Осенью того же года с проката было снято пять советских фильмов. Также планировалось закрытие иллюстрированного журнала Freie Welt ("Свободный мир"), органа Общества германо-советской дружбы. Однако в декабре 1988 года журнал неожиданно получил советский орден. В этих обстоятельствах закрытие Freie Welt выглядело бы как явная провокация. Поэтому он продолжал выходить.
Протесты против запрета "Спутника" показали, насколько глубоким было недовольство действиями властей. Однако руководство ГДР утратило всяческое понимание реальности. Вскоре Хонеккер открыл новую форму дистанцирования от "большого брата". В начале декабря 1988 года он изобрел "социализм национальных цветов ГДР", который не просуществовал и года.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях