La Stampa | 19 ноября 2008 г.
Он хотел уничтожить "Аль-Каиду", а потерял Сомали
Доменико Куирико
Газета La Stampa публикует сегодня статью Доменико Куирико, посвященную ситуации в Сомали.
Мир убежден, пишет автор статьи, что самыми серьезными кризисными зонами с гуманитарной точки зрения являются Дарфур и Западное Конго, но мир ошибается: самый страшный гуманитарный кризис - в Сомали, где вот уже 17 лет длится гражданская война, где ситуация усугубляется деятельностью "Аль-Каиды", американским крестовым походом против терроризма, бандитизмом, уходом гуманитарных организаций. Да, в то время как в Дарфуре страдания местного населения пытаются облегчить тысячи гуманитарных операторов, Сомали превратилось в место, где международной благотворительностью и не пахнет: никто не станет здесь искать на свою голову приключений, пишет автор статьи. А тем временем 19% населения недоедают, в Дарфуре эта цифра равна 13%, а по нормам ООН критическим показателем считается 15%. Сомали практически не существует - это пример "отсутствия" государства с присущими ему признаками: нет полиции и судов, не собираются налоги, не контролируются границы и так далее.
Сомали вернулось на доколониальный уровень: это множество племен, мини-государств-изгоев с полевыми командирами, исламистами всех мастей и уровней, пиратские сообщества, эфиопские захватчики. Месяцы правления исламских судов стали золотой эрой для сомалийцев: вернулась полиция (непреклонная, но не коррумпированная), правосудие (исламское и суровое), школы (коранические). Иными словами, порядок. Но американцы направили в Сомали эфиопские войска якобы с целью борьбы с "Аль-Каидой", и хаос вернулся. 79-летний президент страны и министры живут, забаррикадировавшись, на холмах вокруг виллы Сомалия. Такой фильм мы уже видели: ситуация в Ираке, например.
Могадишо похож на город, переживший природную катастрофу. На этих развалинах процветает брутальная экономика, без правил, полностью частная. Вода и электричество производятся частными предприятиями на частных генераторах и скважинах. Три телефонные компании поделили между собой рынок. Те, кто имеет возможность, приобретают мобильные телефоны последнего поколения. Китайские техники устанавливают в некоторых отелях wi-fi. Частные авиакомпании перевозят пассажиров, но чаще всего оружие и наркотики. В порту полно грузовых судов, но гуманитарная помощь разгружается в сотне километров к югу от Могадишо, когда им удается уйти от пиратов.
Местная валюта обесценилась, экономика держится на долларах диаспоры. В этих джунглях свободной экономики, чтобы выжить, необходимо передвигаться вооруженным. И порой этого недостаточно. Здесь терпят фиаско все теории и практики вмешательства. Клинтон подверг суровому испытанию "право на гуманитарное вмешательство". Это казалось хорошей идеей, пишет автор статьи: использовать морских пехотинцев для борьбы с полевыми командирами. Двух сбитых вертолетов и изуродованных тел американских солдат, которые протащили по улицам, оказалось достаточно, чтобы сказать "хватит". Буш увидел в Сомали фронт борьбы с терроризмом. Он решил вести войну по доверенности: американский президент поручил работу эфиопским войскам. Прошло полтора года, и эфиопы готовятся к бегству: слишком много погибших и в их рядах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях