Статьи по дате

Financial Times | 19 ноября 2010 г.

Российские кириллические кибернавты

Чарльз Кловер, Джозеф Менн, Кортни Уивер

"Собирание прав собственности на тот или иной ресурс в руках нескольких надежных людей стало для Кремля отработанным приемом управления экономикой. Нефть, металлы, телевидение и другие командные высоты... либо находятся в собственности государства, либо принадлежат... квазигосударственным компаниям - таким, которыми владеют олигархи, зависимые от покровительства Кремля", - пишут в The Financial Times Чарльз Кловер, Джозеф Менн и Кортни Уивер в статье, посвященной российскому интернету и одному из его крупнейших игроков - Mail.ru.

На данный холдинг приходится 70% просмотров страниц в российском сегменте всемирной паутины, что дает основания сравнивать его с "Газпромом" и "Роснефтью". Хотя Mail.ru не является монополистом, он значительно обгоняет таких конкурентов, как "Яндекс", "ПрофМедиа" и "Газпром-Медиа". В стране, где "крупные СМИ, в общем и целом, подвергаются цензуре", подобное доминирование воспринимается как "угроза свободе интернета", особенно с учетом того, что главный управляющий DST и акционер Mail.ru Юрий Мильнер имеет "тесные связи с Кремлем".

По словам депутата Ильи Пономарева, до сих пор Кремль не выходит за рамки "мягкого контроля". "Зачем устраивать "Великий фаервол", если можно просто поднять трубку и дать ключевым сайтам несколько советов - что им делать, а чего не делать?" При этом, утверждает Пономарев, Кремль стремится обзавестись инфраструктурой, позволяющей в случае необходимости в один момент "запустить "китайский сценарий". Этой цели, в частности, служат проект "СОРМ-2", обязывающий интернет-провайдеров за свой счет устанавливать у себя оборудование для мониторинга, и "Управление Э" в составе МВД РФ.

Mail.ru, со своей стороны, сознательно избегает политики, объясняя это тем, что "новостные сайты не приносят денег" (слова неназванного высокопоставленного менеджера компании DST, из которой незадолго до лондонского IPO выделилась Mail.ru). При этом оппозиционер Борис Немцов не склонен объяснять успех Мильнера высокими связями: "Да, у него тесные отношения с Кремлем, но причина его успеха не в этом. Он просто более дальновиден, чем все остальные".

Обсуждая с The Financial Times серию крупных приобретений, которые DST начала делать в 2008 году, конкурент компании сказал: "Что меня удивляет, так это откуда они берут столько денег". Авторы публикации склонны видеть ответ на этот вопрос в фигуре Алишера Усманова, имеющего, по некоторым данным, 34% акций DST и 25% Mail.ru. Политолог Станислав Белковский назвал его "доверенным лицом Медведева во многих делах". Газета напоминает, что в разгар кризиса принадлежащий олигарху "Металлоинвест" получил государственные гарантии на 30 млн рублей. "Когда ты получаешь от государственного банка такой большой кусок кредитного пирога, это означает, что с политической точки зрения все отлично, - комментирует неназванный аналитик. - Но зато "когда Россия-мать зовет, делаешь, что говорят". Инсайдеры вспоминают, как Усманов выкупал и дарил государству яйца Фаберже, коллекцию искусств Мстислава Ростроповича, а также оказывал государству другие услуги. Во всех этих случаях он "выступал крупнейшим акционером", отмечает издание, но при этом, говоря словами аналитика Nomura Владимира Жукова, "играл роль посредника и человека, который решает проблемы".

В российских условиях связи в Кремле - "важная составляющая успеха в любой отрасли, в том числе и в интернете". Однако "цена лояльности высока. Даже компании, целиком находящиеся в частной собственности, такие как "Русал", услышав окрик из Кремля, берут под козырек - например, принимаются инвестировать в строительство инфраструктуры для зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи". Взамен они получают "конкурентные преимущества", а в случае ослушания рискуют последовать за Михаилом Ходорковским или получить "таинственный обыск", как это недавно произошло с совладельцем "Новой газеты" Александром Лебедевым.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru