The New Republic | 19 ноября 2012 г.
Бывший американский гражданин обратился в Конгресс США, чтобы отомстить за смерть своего юриста
Юлия Иоффе
Билл Браудер прошел извилистый путь, прежде чем дать это интервью в отеле с видом на Белый дом в Вашингтоне, отмечает обозреватель The New Republic Юлия Иоффе. В этот день он должен был выступать в Конгрессе США накануне голосования по "Закону Магнитского". "Этот закон - месть российской стороне и тем, кто отнял богатство Браудера и убил его юриста" Сергея Магнитского, пишет автор.
Браудер был крупнейшим иностранным инвестором в России, напоминает журналистка. В 2005 году его российскую визу аннулировали, он был объявлен угрозой для безопасности России, "Магнитский выяснил, что российские сотрудники налоговой инспекции и МВД воспользовались компанией Браудера для хищения 230 млн долларов из госказны. Когда Магнитский продолжил разыскания, его бросили в тюрьму", - повествует автор. Магнитский умер в СИЗО при загадочных обстоятельствах.
"После смерти юриста и потери своего состояния - 4,5 млрд долларов в России - Браудер возжелал мести", - говорится в статье. Он начал добиваться, чтобы виновникам смерти Магнитского запретили въезд в США. Нашел двух сенаторов, которые согласились внести проект будущего "Закона Магнитского". Играл на "трениях между Госдепартаментом и Конгрессом, на противоречиях между стремлением Конгресса без труда "заработать очки" на теме прав человека и Белым домом, который предпочитает сам формировать внешнюю политику (и относится к России менее воинственно)", - говорится в статье.
В итоге Браудер и Кардин победили ценой компромисса: с принятием "Закона Магнитского" увязали отмену поправки Джексона-Вэника - шаг, выгодный Белому дому.
Любопытный нюанс, обращает внимание Иоффе: Браудер добился этого шага Конгресса, не будучи гражданином США. Собственно, он уроженец Чикаго, но в свое время отказался от американского гражданства и стал британским подданным. Возможно, объяснение кроется в прошлом: его дед Эрл Браудер возглавлял компартию США. Рузвельт посадил Эрла в тюрьму за то, что последний агитировал против вступления США во Вторую мировую войну. Затем "Сталин выгнал Эрла из компартии, и всех сторонников браудеризма начали убивать", - продолжает свой рассказ Браудер-внук.
"Браудер охотно признает, что во всем этом есть ирония судьбы", - отмечает Иоффе. Билл отчасти повторил судьбу деда. В свое время Билл защищал Путина, публично приветствовал арест Ходорковского и, по словам журналистки, "продолжал осыпать Путина похвалами даже после того, как был депортирован из России". А теперь подвергается в России "в определенном смысле политическим гонениям", как выражается Браудер.
"Браудер не стесняется в средствах для достижения цели. Будучи в Лондоне сотрудником Salomon Brothers, он увел с собой одного из крупнейших инвесторов и учредил инвестфонд в России, знаменитый своей прибылью (2549%)", - говорится в статье. Когда российские компании стали приносить ему недостаточные дивиденды, Браудер потребовал реформ и тем нажил себе влиятельных врагов в России.
"Притом что Браудер нажил миллиарды в сумятице бандитской России 1990-х, теперь он подолгу рассказывает о страданиях, которые ему до сих пор причиняет смерть Магнитского", - пишет автор. Между тем Браудер признается, что не был близко знаком с Магнитским.
Иоффе находит параллель для этого "возвращения на путь истинный" - путь Ходорковского от олигарха до героя-мученика оппозиции. Сам Браудер говорит: "В России ты либо нищий, гонимый и хороший, либо богатый, но идешь на компромиссы и поступаешь дурно".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях