Статьи по дате

The Washington Post | 19 октября 2000 г.

Причиной гибели подводной лодки, возможно, является торпедное топливо

Дэвид Хоффман

Это было обычное расставание. Ирина Лячина, как всегда, помахала на прощание рукой мужу из окна.

В начале августа 45-летний командир самой современной российской АПЛ "Курск" Геннадий Лячин вышел из своего обветшалого дома в Видяево - это военно-морская база, расположенная на скалистом берегу неподалеку от Мурманска - чтобы принять участие в непродолжительных учениях в Баренцевом море.

"Всего лишь обычные учения", - вспоминает Лячина. В прошлом году Лячин водил "Курск" в одиночное плавание в Атлантический океан и Средиземное море. На этот раз он должен был уйти всего на несколько дней.

Однако, как оказалась, учения вовсе не были обычными. Это были крупнейшие военно-морские учения года - в них приняли участие около 30 надводных кораблей и подлодок. Их целью была подготовка к амбициозному походу в Средиземное море. Время для проведения учений было выбрано не случайно: они состоялись накануне важного обсуждения вопроса о военных приоритетах и расходах в Кремле.

Бюджетное давление на ВМФ ощущалось на всем флоте, даже на борту "Курска". Когда корабль вышел из Мурманска, на его борту были гости с дагестанского завода по производству торпедных двигателей в Каспийске. По имеющимся сведениям, лодка, вероятно, испытывала новый тип торпедных двигателей, которые работают на более дешевом - хотя сильно взрывоопасном - топливе.

Испытания так и не были завершены. 12 августа "Курск" получил катастрофическую пробоину и затонул вместе со всеми 118 членами экипажа. Произошла самая серьезная трагедия на российском ВМФ за мирное время. Хотя ее причины неизвестны, следователи и другие специалисты сосредоточили основное внимание на том, что произошло в торпедном отсеке.

Ненадежный флот

Гордость российского Северного флота - подводные лодки, оснащенные ракетами, и надводные корабли, включая гигантский ракетоносный крейсер "Петр Великий", все еще позволяют России претендовать на роль мировой державы, но они стоят на якоре вдоль побережья Кольского полуострова.

Подводные лодки стоят на приколе из-за отсутствия денег, необходимых для выполнения глобальных задач, для которых они предназначены. В хранилищах уже много лет находится огромное количество отработанного ядерного топлива. Все это - следы упадка на флоте.

История с последним походом "Курска" неразрывно связана с борьбой российского ВМФ за выживание при скудном финансировании.

ВМФ отчаялся сохранить то, что осталось ему в наследство от огромного советского флота. Зачастую нет возможности проводить необходимое обслуживание, флот испытывает нехватку с запчастями и даже продуктами питания, корабли устаревают. Все это постоянно напоминает о том, что экономика России, находящаяся на уровне стран третьего мира, просто не позволяет содержать флот тех размеров, который существовал во времена СССР.

Число действующих кораблей в российском ВМФ составляет одну треть от численности советского флота десятилетней давности. Тогда его боевая мощь была максимальной. В 1991 году у СССР было около 180 АПЛ; сейчас их 75. У России всего один действующий тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Военный бюджет страны на 2000 год составляет приблизительно 5 млрд. долларов, из которых доля ВМФ составляет около 650 млн. долларов, исключая дополнительные средства, обычно направляемые на военные нужды.

Российские морские офицеры предпринимают большие усилия, чтобы добиться увеличения финансирования. Избрание Владимира Путина президентом России дало им новый шанс. Путин включился в дебаты по поводу военных расходов - не только в ВМФ, но и между конкурирующими группами в РВСН и обычной армии.

По мнению российских и западных экспертов, ВМФ энергично обхаживает Путина, который 4 марта подписал 10-летний план развития ВМФ. ВМФ радостно приветствовал Путина в ходе его визита на Северный флот 5-6 апреля этого года. Путин поднялся на борт АПЛ и стал свидетелем пробного пуска МБР. Он посетил штаб Северного флота в Североморске и, по имеющимся сведениям, выслушал от морских офицеров просьбу об увеличении финансирования.

Несмотря на финансовые проблемы, амбиции ВМФ по-прежнему высоки. "Россия не должна терять свой статус великой морской державы", - заявил в июле в интервью одной из российских газет главком ВМС Владимир Куроедов.

Куроедов пообещал, что Россия вернется в Средиземное море - туда впервые за много лет должны отправиться российские корабли и подлодки. Это подкрепит намерение ВМС привлечь к себе большее внимание со стороны Путина и даст понять Западу, что Россия по-прежнему способна продемонстрировать свою военную мощь в горячих точках, таких как Балканы.

По мнению экспертов, сроки похода, названные Куроедовым - до конца года - уже были сорваны этим летом, и существуют большие сомнения, что Россия вообще когда-либо сможет предпринять этот дорогостоящий поход. Однако Северный флот шаг за шагом готовился к этому походу, и крупные учения, состоявшиеся летом, были частью этой подготовки.

11 августа Совет безопасности под председательством Путина должен был обсудить вопросы финансирования армии. Яростные споры между министром обороны Игорем Сергеевым и начальником генерального штаба Анатолием Квашниным разгорелись по вопросу о том, следует ли делать ставку на стратегические силы, как того хочет Сергеев, или обычные силы (за это выступает Квашнин). В этом споре на ВМФ возлагались большие надежды, поскольку в их состав входит значительная часть стратегических ядерных сил - одновременно они являются ключевым элементом обычных сил.

Возможно, чтобы повлиять на ход дебатов, Северный флот принял решение провести летние учения 10 августа, за день до ключевого совещания в Кремле.

В заявлении флота большое внимание было уделено упомянутому визиту Путина и высокой оценке, которую президент дал морякам.

Морская разведка

Выйдя в Баренцево море, "Курск" плавно двигался вперед на двух своих ядерных реакторах, каждый из которых был оснащен спаренными винтами с 7 лопастями. Подлодка имела прорезиненное покрытие, чтобы уменьшить шум.

Но, даже несмотря на это, маршрут лодки фиксировался и наносился на карту. Баренцево море давно представляет собой арену для игр в кошки-мышки между западными кораблями и российским атомным флотом. На этот раз за российскими учениями следили две американские подлодки - "Мемфис" и "Толедо"; корабль электронной разведки "Лойал" и норвежский разведывательный корабль "Марьята".

"Курск", принятый на вооружение в 1995 году, был одним из новейших подводных кораблей - средний возраст судов российского флота составляет 16 лет. Он стал десятым в серии кораблей класса "Антей", построенных в рамках проекта 949А.

К этому классу (в классификации НАТО "Оскар II") относятся многоцелевые подлодки (это самые крупные подлодки данного типа в мире). Они оснащены крылатыми ракетами, способными поражать наземные цели на расстоянии сотен миль, а также торпедами и ракетами для уничтожения боевой авианосной группы на более близком расстоянии.

"Курск" был защищен двойным корпусом, которому всегда отдавали предпочтение советские и российские кораблестроители. Между внешним защитным корпусом и прорезиненным внутренним есть большой промежуток - шириной около 11 футов - так что подлодка может уцелеть даже в случае пробоины во внешнем корпусе. Корабль длиной 505 футов разделен на 10 водонепроницаемых отсеков, начиная с торпедного на носу лодки; затем идут командный, боевой, жилой и реакторный отсеки.

"Курск" был способен нести 24 крылатые ракеты, размещенные в вертикальных шахтных пусковых установках в центральной части лодки, а также два десятка торпед, хранящихся в горизонтальном положении и выстреливаемых из торпедных аппаратов, расположенных на носу лодки.

Российская сторона заявила, что на борту "Курска" не было ядерных боеголовок. В советские времена любая подлодка, участвующая в обычных учениях, никогда не оснащалась обычными боеголовками (так же как и американские подлодки, принимающие участие в учениях). Тем не менее, российские источники подтвердили, что "Курск" был оснащен обычными боеголовками, находившимися в торпедном отсеке, хотя на практике боеголовки чаще всего устанавливаются на торпеды непосредственно перед пуском.

По словам одного из инженеров, знакомого с подлодками класса "Оскар II", торпедный отсек на "Курске" походил на большой зал с многочисленными стеллажами, где хранились торпеды и откуда они поднимались механическими подъемниками для установки в боевое положение.

Согласно данным министерства обороны России, в этом роковом походе в первом отсеке находились дополнительно семь человек, двое из которых были гостями с "Дагдизеля" - дагестанского завода по производству торпедных двигателей. На борту лодки находились также пятеро старших офицеров из штаба 7-ого дивизиона подводных кораблей.

По словам специалистов, на "Курске" ракетные двигатели нового типа были установлены на стандартных торпедах. Они работали на топливе, представляющем собой смесь перекиси водорода и керосина. Для пуска торпеды использовался специальный пороховой заряд, который создавал струю газа быстрее выталкивающую торпеду из аппарата.

Как сообщила газета "Красная звезда", в 1998 году "Курск" был приспособлен для использования новых торпедных двигателей. По ее словам, предпочтение новым двигателям было отдано в целях экономии средств. При их создании не использовалось дорогостоящее серебро, применявшееся в более старых электрических торпедных двигателях.

Тем не менее, дешевое топливо имело свои недостатки. По сообщениям газеты, подводники упорно не хотели связываться с новым оружием. Торпеды было очень трудно хранить и опасно использовать.

Местонахождение "Курска" 10-11 августа неизвестно, однако утром 12 августа он оказался на глубине 354 футов - это меньше, чем длина самой лодки. В соответствии с официальным планом, "Курск" выполнял условную боевую задачу.

"Противоборствующие стороны будут вести ракетный и артиллерийский огонь по морским, воздушным и береговым объектам, проводить торпедные атаки, вести поиск и уничтожать подводные лодки условного противника, участвовать в летно-тактических учениях и осуществить пуск баллистической ракеты с подводной лодки", - объявило командование ВМФ, пообещав наградить отличившиеся корабли.

В субботу "Курск" приступил к осуществлению серии торпедных пусков. На берег по радио был отправлен соответствующий запрос и получено разрешение на выполнение этой задачи.

Это был последний сеанс связи с "Курском".

В 11:28 американские, норвежский и российские корабли, находящиеся в районе учений, услышали взрыв. Он был зарегистрирован норвежской сейсмической станцией, расположенной в 279 милях от места взрыва.

В течение 2 минут 15 секунд сонары на двух американских подлодках уловили кавитацию, или колебания от гребных винтов в воде. По словам старшего офицера ВМС США, был также слышен звук работающих двигателей и продуваемых балластов.

"Было слышно, как они отчаянно пытались всплыть", - заявил он.

Через 136 секунд после первого взрыва последовал второй, намного более мощный. Согласно сейсмическим данным, взрыв был эквивалентен 4-7 тоннам тротила.

Затем, по словам американского офицера, единственным зарегистрированным звуком был "скрежет" корпуса лодки, когда она шла ко дну. Спустя 240 секунд после первого взрыва было слышно, как подлодка со страшным грохотом ударилась об океанское дно.

Российские официальные лица называют другие временные сроки, говоря, что второй взрыв произошел во время удара лодки о дно. По их словам, реакторы автоматически отключились; у капитана для этого не было времени после первого взрыва. Они считают, что первый взрыв сопровождался пожаром с очень высокой температурой, и большинство членов экипажа погибли мгновенно. Во время первого взрыва подлодка находилась примерно в 60 футах от поверхности, - подчеркивали они.

По их словам, после этого подлодка уже не слушалась рулей и пошла на дно; вспомогательные системы управления, находящиеся в хвостовой части лодки, не были использованы. Так что подводная лодка вышла из строя так быстро, что у командира даже не было времени, чтобы выбросить аварийный буй.

Переоценка мнений

В качестве причины гибели лодки российские официальные лица называют столкновение с другой подлодкой, кораблем, или миной времен второй мировой войны. Лица, проводящие официальное расследование, до сих пор не сообщили о результатах.

Хотя ни один из тех, с кем беседовал корреспондент нашей газеты, не утверждал, что располагает неопровержимыми доказательствами, по мнению некоторых специалистов, имеющиеся данные заставляют предположить, что первый взрыв был вызван сбоем в работе торпедного двигателя, который вызвал пожар, панику, затопление и приведшую к катастрофическим последствиям детонацию боеголовок.

По сведениям информированных источников, согласившихся говорить на условиях анонимности, во время учебного пуска торпед большая часть экипажа должна была находиться в носовых отсеках лодки. Видимо, взрыв уничтожил не только торпедный, но и второй, командный отсек, а возможно и третий и четвертый, то есть боевой и жилой отсеки, а также радиорубку.

"От находившихся там людей ничего не осталось - лишь кровавое месиво", - заявил офицер связи ВМФ России, проходящий службу в штабе Северного флота.

"Столкновение с другим кораблем маловероятно, - заявил он. - Другой корабль не смог бы остаться на плаву; вероятно, он был бы просто уничтожен взрывом. Видео не показало фрагментов чужого корабля. По-моему, остается единственная версия - взрыв внутри лодки, взрыв боекомплекта".

По мнению специалистов, более мощный взрыв, вероятно, был вызван сдетонировавшими боеголовками после первого взрыва.

Катастрофа негативно отразились на ВМФ. Запланированный поход в Средиземное море был отменен. Командующий ВМФ Куроедов неоднократно подавал прошение об отставке. Тем временем Россия готовится поднять тела погибших моряков, хотя перспективы проведения такой операции по-прежнему неясны.

Несмотря на официальную гипотезу о столкновении, глава российской комиссии по расследованию причин катастрофы вице-премьер Илья Клебанов заявил в пятницу, что на морском дне не было найдено никаких фрагментов другого корабля. Он добавил, что в носовой части лодки произошел очень сильный взрыв. Репортерам продемонстрировали куски расплавленного, искореженного металла, недавно извлеченные российскими водолазами из торпедного отсека.

По словам Клебанова, официальное следствие пытается смоделировать ситуацию, чтобы выяснить, как торпеда могла стать причиной катастрофы.

"Пока, в любых, самых жестких условиях с торпедой ничего не происходит, - отметил он. - Но ясно, что что-то все-таки случилось - или с самой торпедой, или вследствие других причин".

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru