The Wall Street Journal | 19 октября 2000 г.
Следствие выясняет, торговала ли Mobil нефтью с Ираном; возбуждено дело о взятках
Стив Левин, Дэвид Клауд
Как сообщают источники, в ходе второго расследования, проводящегося в отношении деятельности, которой Mobil Corp. занималась в богатом нефтью Каспийском регионе, Таможенная служба США выясняет, не торговала ли эта компания нефтью с Ираном, что является нарушением американского торгового эмбарго.
Mobil уже вовлечена в одно дело, возбужденное Министерством юстиции США: следователи выясняют, не попадали ли деньги, которые эта и еще две американские компании - дочерние предприятия BP Amoco PLC и Phillips Petroleum Co. - платили Казахстану по нефтяным контрактам, на личные счета казахских чиновников. По словам представителя американских правоохранительных органов, нефтяные компании не находятся в центре расследования. Однако следствие выясняет, не были ли их сотрудники осведомлены о даче взяток.
Несколько месяцев назад Таможенная служба начала еще одно рассследование. Как сообщают представители правоохранительных органов, это ведомство возбудило уголовное дело с целью выяснить, не занимался ли Mobil незаконной продажей контролируемой этой компанией каспийской нефти Ирану до состоявшегося в 1999 г. слияния с Exxon Co. Служба проверяет, не поставлял ли Mobil каспийскую нефть в Иран по т.н. сделкам swap, т.е. не обменивал ли ее на иранскую нефть, которую из Персидского залива легче транспортировать на мировые рынки.
Пока не построены новые трубопроводы, связывающие окруженное со всех сторон сушей Каспийское море с остальным миром, многие нефтяные компании считают сделки swap одним из самых удобных способов транспортировки сырой нефти на мировые рынки из этого региона. Однако США ввело режим санкций в отношении Ирана и Ливии, и американским компаниям запрещено проводить большую часть бизнес-транзакций с Ираном. В прошлом году американское Казначейство отказало Mobil в просьбе дать разрешение на заключение сделок swap c Ираном.
Большое жюри присяжных заседателей занимается сбором свидетельских показаний по этому делу. Следователи попросили Exxon Mobil не давать комментариев в отношении этих двух расследований. Ранее руководители корпорации выступили с заявлением о том, что не замешаны в каких-либо правонарушениях, в отношенни которых возбуждено дело о взятках.
Кроме того ведомство выясняет, не играл ли какую-либо роль в проведении сделок swap американский адвокат Джеймс Гиффен (James H. Giffen). Как сообщают близкие к ходу расследования лица, пятидесятилетний Гиффен, занимавший должность личного юрисконсультанта президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, является главным фигурантом по делу о даче взяток, которое ведет Министерство юстиции. Свидетельские показания по этому делу собирает федеральное большое жюри присяжных в Нью-Йорке.
Эти параллельно ведущиеся расследования входят в число дел, которые США и Швейцария возбудили в отношении финансовых транзакций, проводившихся в государствах бывшего Советского Союза, в частности якобы имевшего место в России отмывания денег. После того, как были начаты эти расследования, в отношениях между США и Казахстаном, ключевым союзником Вашингтона в Каспийском регионе, возникла напряженность. Как сообщают американские чиновники, в ходе сентябрьского визита в Нью-Йорк президент Назарбаев лично попросил госсекретаря Мадлен Олбрайт вмешаться в ход расследования по делу о взятках, и получил вежливый, но категорический отказ. Ему объяснили, что Госдепартамент и Министерство юстиции изолированы друг от друга.
Дело о взятках возбуждено по факту платежей на сумму примерно $35 млн, осуществленных нефтяными компаниями. Утверждается, что в конце концов эти средства оказались на счетах банков и компаний Европы и стран Карибского бассейна. А конечными получателями якобы были бывшие и нынешние казахские чиновники, в том числе президент Назарбаев.
Марк МакДугалл, адвокат Гиффина в Вашингтоне, заявил, что его клиент ?занимает официальную должность в правительстве Казахстана с 1992 г., он всегда действовал в соответствии с законом и требованиями руководителей этого государства?. МакДугалл отказался комментировать расследование, проводящееся в отношении сделок swap.
В двух письмах Министерства юстиции ? от 12 июня и 17 августа текущего года ? доступ к которым удалось получить The Wall Street Journal ? утверждается, что в 1997 и 1998 гг. Гиффен выступил качестве посредника, через которого нефтяные компании передавали деньги казахским чиновникам. Судя по этим письмам - в них американские следователи просят представителей швейцарских властей оказать им помощь в проведении расследования - в центре внимания Министерства юстиции находится Гиффен, а нефтяные компании выступили лишь в эпизодических ролях. Сами компании утверждают, что не занимались никакими противозаконными платежами, и у них не было никакой возможности узнать, что происходило со средствами, которые легально переводились на счета казахского правительства.
?Мы перевели деньги на счета Республики Казахстан, - заявила Кристи ДеЖарле, пресс-секретарь Phillips Petroleum. ? О дальнейшей их судьбе нам неизвестно?.
Как заявил пресс-секретарь BP Amoco Йен Фаулер, ?мы были уверены, что Amoco участвует в транзакции, не противоречащей закону. BP оказывает правительству всю необходимую помощь в проведении данного расследования?.
Дело в взятках было инициировано швейцарским следователем Даниэлем Дево, который начал расследование предполагаемых финансовых нарушений, допущенных бывшими советскими чиновниками. По словам Дево в ходе проведения расследования к нему в руки попало множество банковских документов ? в которых постоянно появляется имя Гиффина ? и он сделал вывод, что некоторые международные нефтяные компании платили казахскому правительству, чтобы получить определенные подписи. Платежи имеют отношение к ряду контрактов, в том числе к соглашению о проведении разведочных работ на крупном нефтяном месторождении Кашаган. По мнению геологов оно может оказаться самым крупным подводным нефтяным полем в мире.
В этом году Дево, рассчитывая на то, что если власти США предъявят обвинение Гриффину, он сможет продвинуться в своем расследовании деятельности казахских чиновников, передал эти документы Министерству юстиции, а потом посетил США, чтобы лично убедиться в том, что сотрудники министерства отнесутся к ним всерьез.
Во втором письме речь в частности идет о транзакции, которая была проведена 19 марта 1997 г. Два казахских предприятия, входящих в группу Amoco, перевели $61,8 млн через нью-йоркский Bankers Trust на счет ?1215320 женевского отделения Credit Agricole Indosuez. В документе утверждается, что примерно $12 млн из этой суммы в конце концов оказались на счете в этом же банке, открытом на имя Orel Capital Ltd., компании, зарегистрированной на островах Британской Виргинии. Orel в свою очередь, судя по всему, была инструментом лихтенштейнского предприятия Semrek, основную прибыль от деятельности которого, согласно документу, получал президент Назарбаев.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях