Financial Times | 19 октября 2004 г.
Экономика: что проглядывает сквозь блеск
Стефан Уэгстил
Тенденция модернизации российской экономики в прямом смысле подошла к стенам Кремля
К востоку от Красной площади была снесена гостиница сталинских времен "Москва", а место превращено в огромную стройку, где закладывается фундамент нового шикарного отеля. Следующей станет гостиница "Россия" - бетонный блок к западу от площади, который в момент постройки в 1960-х был самой большой гостиницей в мире. Такую же судьбу ему уготовили московские городские власти этим летом.
Признаки перекатывания по Москве огромных денежных волн заметны повсюду - и в цене за ночь в отеле, которая может достигать 500 долларов, и в массовой рекламе всего и вся, от супов быстрого приготовления до элитарных квартир.
Россия переживает шестой год экономического роста после финансового кризиса 1998 года. Почти каждый квартал экономисты были вынуждены обновлять прогнозы. На этот год предсказывается увеличение ВВП на 7%, что близко к прошлогоднему показателю в 7,3%. На будущий год их прогноз примерно такой же - при условии, что цены на нефть останутся твердыми и рост глобальной экономики сохранит свой нынешний умеренный темп.
Во многом благодаря доходам от экспорта нефти удается получать существенные излишки - за первые 6 месяцев 2004 года они составили 24,7 млрд долларов; правительственный бюджет разумен, и власти направили 570 млрд в стабилизационный фонд.
Соответственно набирает темп инфляция, угрожая подорвать цель правительства сдержать ее на уровне 10% в год, однако министры утверждают, что ситуация под контролем.
Однако под этой сверкающей оболочкой российской экономики скрываются некоторые глубокие проблемы ее будущего развития. Нефтяной бум скрывает серьезные экономические изъяны, которые возможно устранить только путем структурных реформ.
Зависимость страны от нефти и газа не только не сократилась, но и значительно усилилась в последние годы из-за высоких цен и роста добычи. В то время как этот сектор официально привлекает 25% всех инвестиций, на практике он также лишает инвестиций широкий круг других отраслей, например сталелитейную промышленность. По оценке Михаила Задорнова, экономиста и члена думского бюджетного комитета, две трети российских инвестиций идут в нефтегазовую индустрию. Падение цен на нефть до 20-22 долларов за баррель сократит рост ВВП до 3-3,5%.
Подобное сокращение немедленно выльется в давление на правительство, которое зависит от поступления налогов энергетического сектора, однако не приведет к немедленному кризису, учитывая, что Россия аккумулировала около 100 млрд долларов резервов в иностранной валюте. Однако эти подсчеты вскрывают ключевые структурные слабости России.
После кризиса 1998 года Россия успешно стабилизировала свое финансовое положение благодаря эффективным изменениям в политике, а также росту цен на нефть. Когда президент Владимир Путин появился в Кремле в 2000 году с группой экономических либералов, создалось впечатление, что ориентированные на рынок реформы усилятся.
На практике были сокращены налоги и приняты законы по улучшению федерального контроля и управлению экономикой. Однако не было сделано почти ничего для либерализации бизнеса, особенно в отношении крупных компаний.
Вместо этого Кремль сохранил и даже усилил контроль над доминирующими государственными компаниями, такими как "Газпром" в газовой сфере, "Сбербанк" - в банковской и ЕЭС - в электроэнергетике.
Чиновники испугали бизнесменов своим преследованием нефтяной компании ЮКОС, в ходе которого в течение 15 месяцев ей предъявляются налоговые претензии за миллиарды долларов, а ее основатель Михаил Ходорковский сидит в тюрьме.
Утечка частного капитала, в первой половине 2003 года впервые с момента краха СССР резко сократившаяся, снова усилилась после того, как летом 2003 года вспыхнуло дело ЮКОСа. По оценкам Задорнова, в этом году утечка капитала может достичь 16-17 млрд долларов.
С началом путинского второго срока чиновники стали еще более напористыми. Михаил Фрадков, который в начале этого года был назначен премьер-министром, заявил, что он поддерживает большее государственное вмешательство в экономику. Он видит государство не только регулятором, но и активным участником, и это привело к росту правительственной доли в "Газпроме" до 51% через слияние с государственной нефтяной компанией "Роснефть". Кремль считает энергетический сектор одним из тех, которые он хочет контролировать, однако не говорит, как он будет реализовывать свою контролирующую политику.
Евгений Ясин, глава московской Высшей школы экономики и бывший министр-реформатор, говорит: "Я надеюсь, идея государственного контроля не расширится на другие сектора, однако у меня есть ощущение, что определенные бюрократы - определенные бюрократы, не все бюрократы - хотят контролировать компании".
В недавнем интервью Financial Times Андрей Илларионов, экономический советник Владимира Путина, отметил, что плохая экономическая политика влияет на экономический рост. Он указал, что внешние факторы, включая высокие цены на нефть, в прошлом году увеличили ВВП на 9,2%. Однако действительный рост составил лишь 7,3%. То есть внутренние факторы, включая воздействие экономической политики, подрезали экономический рост на 1,9%.
Сильная зависимость от энергетического сектора также усугубляет различия в доходах в разных регионах. Кристаллина Георгиева, директор московского представительства Всемирного банка, говорит, что эти несоответствия достигают бразильского уровня, когда в богатой нефтью Тюмени заработок на душу населения достигает 8900 долларов, а в нищей Ингушетии на Кавказе он составляет 253 доллара.
Правительство планирует проведение важных экономических реформ в течение следующих двух-трех лет, включая дальнейшее резкое сокращение налогов, особенно налога на добавленную стоимость, пересмотр социальных льгот и улучшение региональной политики. Однако серьезной экономической либерализации нет среди первых пунктов этой программы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях