The Washington Post | 19 октября 2007 г.
Путин нашел удобного кумира - американского президента, избранного на четыре срока
Питер Финн
Кремль, его политические консультанты и контролируемые государством СМИ нашли американца, который вызывает у них восхищение. Это Франклин Делано Рузвельт.
История Рузвельта неизменно излагается в России так: чтобы спасти свою страну от "великой депрессии", он обуздал магнатов, которые алкали власти. За те 12 лет, в течение которых он руководил США, он вновь вселил в свой народ бодрость, а также стал инициатором борьбы против "внешних врагов" (как выразился распространяемый массовым тиражом таблоид "Комсомольская правда").
Читай: президент Владимир Путин спас ослабевшую было Россию от хаоса 1990-х, изгнал или засадил в тюрьму опасных миллиардеров и заново добился уважения к своей недавно разбогатевшей стране на мировой политической арене.
Вдобавок Рузвельт баллотировался на третий и четвертый срок, так как страна в нем нуждалась. Читай: Путину также следует остаться.
Параллель между собой и Рузвельтом Путин сам провел в этот четверг, беседуя с журналистами после того, как в телеэфире отвечал на вопросы граждан страны. Когда его попросили изложить свою концепцию будущего России, президент вспомнил о "Новом курсе" и сказал, что Рузвельт составил свой план развития страны на несколько десятилетий вперед, а также, что Рузвельт часто имел столкновения со слоями элиты, - во всяком случае, так изложены высказывания Путина в сообщениях российского агентства новостей.
По словам Путина, в итоге оказалось, что осуществление этого плана пошло на пользу простым гражданам и элите и в конце концов привело США к их нынешнему положению.
В хвалебном полуторачасовом документальном фильме о Франклине Рузвельте, который был показан в воскресенье государственным телеканалом РТР, имеющим обыкновение сердито ворчать на Вашингтон, рассказчик сообщил, что 32-й президент США "пришел к выводу, что он единственный в стране человек, который может повести Америку в правильном направлении в сложнейший период в истории страны".
"Он стал единственным президентом США, избранным на свой пост на третий срок. Американцы доверяли ему, - продолжал рассказчик. - Они верили, что в поворотный момент истории он не совершит ошибок".
ФДР давно занимает особое место в сердцах россиян - они его знают как союзника из далекой страны, чья массированная материальная помощь помогла советским войскам отразить натиск нацистских завоевателей во время войны, которую здесь называют Великой Отечественной.
Еще большее возвышение образа Рузвельта и проводимые в последнее время аналогии с Путиным являются, по-видимому, элементами четко срежиссированной кампании по позиционированию российского президента - созданию вокруг него нимба исторического величия, предоставления ему веских аргументов для удержания власти. О биографии ФДР в газетах напечатано много статей и сделано несколько документальных фильмов, состоялась также крупная научная конференция - и во всем этом, скрыто или откровенно, проводятся параллели с правлением Путина и будущей ролью нынешнего президента в данный период, на исходе его второго президентского срока.
В документальном фильме, показанном РТР, Анатолий Уткин из Института США и Канады РАН говорит: "В 1939 году американцы столкнулись ровно с той же проблемой, что мы сегодня, - с вопросом о третьем президентском сроке".
Следуют кадры черно-белой кинохроники - интервью с американцами на улицах:
"Мы хотим, чтобы он остался!"
"Нам не нужны перемены!"
"Ему следует остаться!"
"Конечно, речь идет о третьем сроке, и о четвертом, и я уверен, что все это организовано Кремлем, - говорит политический аналитик Дмитрий Орешкин, возглавляющий независимую консалтинговую группу "Меркатор" (Москва). - Сейчас Рузвельт очень популярен в России. Все это крайне надуманно, так как россияне не понимают специфики американской истории. Но это эффективно. Удалось создать миф - миф не только о сильном лидере, но о том, что государственный капитализм хорош для любой страны".
Путин настойчиво уверяет, что не будет баллотироваться на третий президентский срок подряд и тем самым нарушать конституцию. Но он намекнул, что, возможно, станет премьер-министром, а также согласился возглавить список прокремлевской партии "Единая Россия" на декабрьских парламентских выборах.
На этой неделе он заявил, что на данный момент может лишь сказать: "Я бы хотел оказаться там, где я мог бы служить народу России", но вновь отказался уточнить, какую роль выберет для себя по окончании президентского срока в будущем году.
В первые годы его президентства Путина чаще всего сравнивали с Петром Великим, - таковы данные исследования G808, частного центра медиаанализа, который часто выполняет заказы правительства.
"Петр был великим, но суровым, проводил модернизацию жесткими методами, - сказал в интервью Сергей Никулин, замдиректора G808. - И до 2005 года Путин был Петром".
По словам Никулина, Путин обошел своих противников и консолидировал государственную власть точно так же, как Петр Великий отрубил головы своим врагам и сбрил бороды боярам.
"Но в 2006 году образ Петра вытесняется, происходит кардинальная перемена, - продолжал Никулин. - Складывается параллель между Путиным и Рузвельтом".
"Не нужно притворяться, что мы не подразумеваем Путина, когда говорим о Рузвельте, - сказал Глеб Павловский, ведущий политический консультант Кремля, на конференции, проведенной в нынешнем году по случаю 125-летия со дня рождения ФДР - даты, которая в Соединенных Штатах прошла почти незамеченной. - И, кроме того, когда Путин - я хочу сказать, Рузвельт - рассматривал перспективу баллотироваться на третий срок, он решил сделать это вопреки своим собственным чаяниям".
На конференции, проходившей в Московском государственном институте международных отношений, выступал также Владислав Сурков, замглавы администрации президента и ведущий стратег Кремля по внутриполитическим вопросам.
"Можно сказать, что Рузвельт был нашим военным союзником в XX веке, а в веке XXI он является нашим идеологическим союзником, - сказал Сурков, выступая перед аудиторией, где присутствовал и посол США в Москве Уильям Дж. Бернс. - Идеи и эмоции, приводящие в движение наше общество сегодня, удивительно созвучны идеям и эмоциям эпохи Рузвельта".
В документальном фильме РТР почти каждая фраза отсылает к сегодняшней ситуации в России.
"Олигархи отказались смириться с одной простой вещью: бизнесом должны заниматься бизнесмены, а политикой - политики", - произнес рассказчик, когда в фильме повествовалось о столкновениях Рузвельта с крупным бизнесом. Это чуть ли не буквально повторяет идею знаменитой встречи в Кремле в июле 2000 года, на которой Путин предостерег российских магнатов, что они смогут заниматься бизнесом лишь покуда не вмешиваются в политику.
Или, как выразился сам Путин в своем прошлогоднем Послании Федеральному собранию, "Мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли", и будем наступать на них впредь".
Это цитата из Рузвельта, который произнес эти слова во время беседы у камина в 1934 году.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях