The Guardian | 19 сентября 2003 г.
Это легкие Европы, но для России - древесина стоимостью 100 млрд фунтов
Ник Пейтон Уолш
Продажа лесов частным лесорубам может вызвать экологический кризис
Планы Кремля, позволяющие продать 843 млн гектаров российских лесов частным лесозаготовительным компаниям, чреваты экологической катастрофой.
Леса занимают до 70% российской территории и простираются на 12 часовых поясов. Эти леса, известные как легкие Европы, по количеству поглощаемого углекислого газа уступают лишь джунглям Амазонки и являются домом для многих редких видов животных.
В среду Кремль решил пересмотреть закон о государственной собственности на российские леса, которыми сегодня управляет министерство природных ресурсов, чтобы их могли покупать частные компании. По оценкам, стоимость земли, продаваемой в частные руки, составляет 164 млрд долларов (106,5 млрд фунтов). Однако экологи опасаются, что ущерб, нанесенный нашей планете и качеству воздуха в Европе, может оказаться гораздо выше.
Андрей Птичников, координатор по проблемам лесов российского отделения Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund), заявил: "В России находится 22% лесов Земли, играющих очень важную роль в стабилизации климата и в глобальном биологическом разнообразии. По некоторым оценкам, российские леса поглощают 15% углекислого и угарного газов на планете. Они дают огромное количество кислорода не только Европе, но и всему миру".
Новый проект российского Лесного кодекса - печально известного среди чиновников и экологов тем, что он такой же дремучий и непроходимый, как леса, где он призван навести порядок, - сосредоточен на продаже лесов частным компаниям. В настоящее время частные фирмы могут арендовать у правительства землю на срок до 49 лет. Кремль пристально следит за ее использованием.
Но новый закон дает любой частной компании возможность просто купить участок леса или использовать его до 99 лет, а затем выкупить. Правительство надеется, что к 1 ноября он будет одобрен парламентом.
Пресс-секретарь Александра Белякова, главы парламентского комитета по природным ресурсам, который должен одобрить закон и внести в него поправки, заявил: если лес использовать правильно, он восстанавливает до 80% своих первоначальных ресурсов.
Чтобы принять закон до декабрьских парламентских выборов, комитет намерен вносить поправки в предложенный вариант, а не проталкивать новый. Он добавил, что закон тщательно прорабатывался, с тем чтобы государство не было в убытке, если после продажи участка под землей обнаружится нефть или другие природные ресурсы.
Но пресс-секретарь Птичников отметил, что, хотя Лесной кодекс имеет свои положительные стороны, поскольку продлевает период аренды до 99 лет, вынуждая компании уделять внимание экологическому равновесию на своих участках, он также позволяет продавать землю частным строительным фирмам для строительства жилья. "Есть серьезные опасения, что это может сказаться на лесах вокруг крупных городов", - заявил он.
Он добавил, что новый Лесной кодекс "не предлагает стратегии по обеспечению эффективного управления лесами. В нем присутствует множество черт советской эпохи. За коммерческое использование леса отвечают те же чиновники, которые заботятся о его экологии. Очевидно, что они будут склонны уделять больше времени выгодным коммерческим вопросам. Новый закон предлагает план лесозаготовок, теоретически достаточный для обеспечения устойчивости. Но на деле трудно заставить его работать из-за недостаточного финансирования проведения закона в жизнь".
В России заготовленный лес продается по 1 доллару за кубометр, тогда как в Финляндии он стоит 30 долларов, а в Эстонии 15. "Цены ниже, но и денег на поддержание лесов меньше, - сказал он. - Трудно понять, как это можно изменить. Компании не хотят повышать цены".
Алексей Морозов из российского отделения Greenpeace заявил: "Эффект закона зависит от инструкций, регулирующих лесозаготовки. Базовые инструкции к последнему проекту кодекса 1997 года только сегодня входят в практику. Государственная собственность означает, что местные власти и население могут вести переговоры о том, как вести заготовки в одних районах и защищать другие. Частная собственность означает, что бизнесмены могут делать что хотят ".
Российское правительство жалуется, что, хотя России принадлежит почти четверть лесов Земли, она экспортирует в четыре раза меньше леса, чем Финляндия или Швеция. Критики говорят, что правительство стремится само получать прибыль от эксплуатации лесов, а не отдавать ее нелегальным лесозаготовителям.
Контрабанда древесины представляет серьезную проблему. По данным прошлогоднего доклада World Wildlife Fund, Россия ежегодно теряет 30 млрд долларов из-за нелегальной торговли лесом с Китаем и Японией. Фонд отмечает, что легальный экспорт в 2001 году принес всего 4,15 млрд долларов, и призывает ужесточить государственный контроль.
Вырубка обширных участков сибирских лесов может представлять угрозу существованию нескольких находящихся в опасности видов растений и животных. Дальневосточный леопард, которого осталось всего 30 особей, и 400 оставшихся особей сибирского тигра пострадают от интенсивных лесозаготовок. На российском Дальнем Востоке под угрозой оказываются такие редкие деревья, как сибирский кедр и корейский кедр, а на Кавказе - дикий каштан.
Все на продажу
Нефть, газ и алюминий. В середине 90-х правительство Ельцина согласилось на предложение бизнесменов "управлять" государственными коммунальными службами и компаниями, связанными с природными ресурсами, в обмен на "заем", предоставляемый правительству. Это дало кучке людей контроль над такими компаниями, как "Газпром", которой принадлежит 30% мировых запасов природного газа, и нефтяными гигантами ЮКОС и "Лукойл". Финансы и СМИ, принадлежащие этим олигархам, помогли повернуть выборы 1996 года в пользу Бориса Ельцина.
Земля. Земельный кодекс 2002 года разрешает продажу земли, на которой стоят заводы, и личных участков. Однако продажа сельскохозяйственных земель по-прежнему запрещена, и арендаторы, желающие изменить официально разрешенное использование земли, вынуждены проходить через сложную процедуру.
Авиакомпании. "Аэрофлот" превратил в частную компанию зять Ельцина Валерий Окулов, которому помогал Борис Березовский, бывший тогда вершителем судеб в Кремле, а теперь получивший политическое убежище в Лондоне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях