The Telegraph | 19 сентября 2005 г.
Путинская дипломатия позволяет Ирану избежать порицания
Колин Фриман
Америка и Европа вынуждены отложить реализацию своих планов вынести проблему ядерных амбиций Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН из-за отсутствия международной поддержки этих планов.
В ходе переговоров с президентом Джорджем Бушем российский лидер Владимир Путин отказался поддержать вынесение вопроса об Иране перед Советом Безопасности ООН в связи с подозрениями, что Иран разрабатывает атомную бомбу.
Путин воодушевил критиков Ирана, когда он объявил, что Россия, которая в течение долгого времени является дипломатическим союзником Ирана, "всегда будет против" приобретения Тегераном ядерного оружия любого вида. Между тем Путин также настаивал на том, что дальнейшего прогресса в этом вопросе можно добиться путем дипломатических переговоров.
Те комментарии, которые сделал Путин на совместной пресс-конференции с Бушем в Белом доме вечером в пятницу, разочаруют официальных лиц Великобритании, Франции и Германии, которые считают, что Исламская республика уже исчерпала все средства для решения проблемы путем переговоров.
Позиция, высказанная Путиным, подрывает план западных дипломатов настаивать на проведении голосования на заседании Совета Международного агентства по атомной энергии, которое состоится на этой неделе - с тем, чтобы вопрос Ирана был передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН для вынесения Ирану порицания или наложения на него санкций.
Хотя Америка и Европа считают, что у них все еще есть шансы добиться с небольшим перевесом голосов поддержки своего предложения на заседании Совета МАГАТЭ (в этот Совет входят представители 35 стран), этот перевес будет слишком небольшим для того, чтобы оказать политическое влияние на ООН и добиться от ООН определенных действий.
Информация об отсутствии консенсуса появилась прошлым вечером, когда вновь избранный президент Ирана, Махмуд Ахмади Нежад, приготовился обратиться к Генеральной Ассамблее ООН.
В интервью телеканалу CNN, которое он дал вчера, господин Ахмади Нежад настаивал на том, что Иран имеет право на разработку программы ядерной энергетики. Президент Ирана также призвал создать специальный комитет под эгидой ООН по контролю за распространением оружия массового поражения.
Между тем госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс в своем выступлении в Генеральной Ассамблее ООН сказала, что Совет Безопасности ООН должен рассмотреть вопрос Ирана, если только Иран не вернется к проведению переговоров с Европейским союзом и не откажется от планов "создания возможностей для производства ядерного оружия". Но Райс не стала произносить содержавшиеся в тексте ее выступления более жесткие ремарки антииранской направленности. Также она оставила открытой дату возможного подключения ООН к этой проблеме, сказав только, что Совет Безопасности ООН должен вмешаться, "когда дипломатические средства иссякнут".
Европа и Америка четко дали понять, что они будут настаивать на рассмотрении этого вопроса в Совете Безопасности ООН до тех пор, пока Ахмади Нежад не предоставит доказательств того, что Иран отказался от сомнительных аспектов своей ядерной программы.
Путин сказал, что использование дисциплинарного механизма Совета Безопасности ООН по отношению к Ирану может просто поставить этот режим в условия изоляции и вынудить его пойти на такую же конфронтацию, как это сделала Северная Корея.
"Потенциал дипломатического решения всех этих проблем далеко не исчерпан", - сказал Путин.
Россия, которая является главным зарубежным подрядчиком Ирана по разработке программы мирной атомной энергии, не согласна с мнением Соединенных Штатов и Европейского союза о том, что эта программа является прикрытием для секретных операций по созданию ядерного оружия.
Господин Ахмади Нежад, исламист, который известен своей неприязнью к Америке, сказал, что его не "запугают" и не заставят отказаться от тех элементов ядерной программы, которые могут быть применены в военных целях.
На прошлой неделе президент Ирана встречался с министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии на переговорах по данной проблеме, которые стали переговорами самого высокого ранга после прихода Ахмади Нежада к власти в июне этого года.
Терпение западных дипломатов иссякает после двух лет бесплодных переговоров. Западные дипломаты считают, что на голосовании в Совете МАГАТЭ их позицию поддержат 20 голосов из 35. Но без полной поддержки этой позиции со стороны России или Индии Тегеран может назвать себя жертвой преследований со стороны Соединенных Штатов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях