The Washington Post | 19 сентября 2005 г.
Шейх в Кремле
Джим Хоугленд
Вы хотите, чтобы у бывшего полковника КГБ был хороший день? Сделать это нетрудно. Залезьте в свой джип и поколесите по городу. Включите кондиционер у себя дома или в офисе. Или выберите другой способ растратить энергию. Благодаря этому на лице Владимира Путина появится улыбка, а в кошелек России поступят новые доходы.
Конечно, это произойдет не напрямую. Но, продолжая употреблять электроэнергию расточительно, слишком много американцев могут неосознанно помогать Путину достичь его стратегической цели по превращению России во вторую Саудовскую Аравию.
Это означает, что российский президент хочет превратить обильные резервы природного газа и нефти своей страны в рычаг политического влияния и силы за рубежом. Предполагается, что в обмен на "энергетическую безопасность" Соединенные Штаты и Европа не будут трогать Путина, который ужесточил политический контроль в своей стране и жестоко подавляет восстание в российской провинции Чечне.
Основу такой стратегии - осмотрительно опустив детали - обрисовал Путин в Москве в этом месяце, когда он собирался поехать в Германию, затем - в США на сессию ООН, а потом - в Вашингтон на встречу с президентом Бушем, которая состоялась в минувшую пятницу. Торговля энергоресурсами ради богатства и влияния занимала его мысли и входила в его повестку дня.
Стремление России приобрести влияние с помощью экспорта нефти и газа не является чем-то уникальным. Организация стран - экспортеров нефти, в которую Россия не входит, существует для этой цели. Но размер России, ее история, амбиции, которые она продолжает иметь, беспокойство Центральной и Восточной Европы, которая помнит контроль над собой со стороны Советского Союза, а также огромный ядерный арсенал России, делают такие устремления России особым случаем, который требует особого внимания.
Россия начала приобретать облик глобальной энергетической сверхдержавы в особое время. Увеличение спроса на энергоресурсы со стороны Китая и Индии,
стихийное бедствие в Соединенных Штатах, причинившее огромные убытки, глобальная война с терроризмом на Ближнем Востоке и в Центральной Азии и другие события раскачали рынок энергоресурсов и создали беспрецедентно новое соотношение сил между производителями и потребителями.
Какими бы ни были намерения Путина, он сейчас находится в центре новой шахматной доски глобальной власти. Если американские политики не готовы пойти на его условия, они должны разработать новую систему в международных отношениях, которая принесет предсказуемость, прозрачность и стабильность в отношениях между производителями и потребителями энергоресурсов. Политика консервации добычи нефти на территории США важна, но ее одной недостаточно для того, чтобы вылечить больную нефтяную экономику мира.
Резкий взлет цен на нефть в этом году, за отметку свыше 60 долларов за баррель,
уже помог Кремлю усилить свой контроль внутри России, где население в целом выглядит и чувствует себя процветающим как никогда. Добыча 9 млн баррелей в день и экспорт двух третей этой нефти означает приток денег на повышение зарплат, а также выплат пенсионерам, которые в январе устраивали акции протеста в связи с изменением системы льгот.
Но по мере того, как казна Кремля распухла после 2003 года, Путин перестал проводить серьезные экономические реформы. Он удушил оппозицию в своей стране и ужесточил контроль, который осуществляет он сам и его несколько помощников, над нефтяными и газовыми компаниями и системой транспортировки энергоресурсов.
Во время встречи с группой зарубежных представителей в Кремле две недели назад Путин продемонстрировал удивительное знание деталей - таких, как количество кубических метров экспортируемой нефти, планируемые маршруты нефте- и газопроводов, а также налоги с нефтяного и газового бизнеса - в то время, когда говорил о своих надеждах установить "энергетические альянсы" с другими странами.
В начале этого месяца Путин объявил о планах экспортировать жидкий природный газ в США и сказал, что обсудит этот вопрос с президентом Бушем. Сегодня российские энергоресурсы экспортируются в Соединенные Штаты в малом объеме, но Путин видит их потенциал и их значение важным для своей политической стратегии. На мировом рынке расточительный расход энергии в Соединенных Штатах приводит к повышению цен на все энергоресурсы, в том числе и на российские.
Путин также объявил, что он сделает тему энергетической безопасности ключевой темой для обсуждения на саммите "большой восьмерки", который пройдет под его председательством в следующем году в Санкт-Петербурге. Путин подчеркнул, что Россия будет надежным поставщиком энергоресурсов для своих промышленно развитых партнеров, невзирая ни на что. Кажется, Путин хотел бы достичь и с другими нациями таких же отношений, которые у него есть с канцлером Германии Герхардом Шредером. Шредер чрезмерно хвалит Путина, называя его "истинным демократом" и личным другом.
Возможно, Путин хочет стать не новым Сталиным, а новым шейхом Ахмедом Заки Ямани. В 70-е годы этот напыщенный и вместе с тем проницательный саудит вел себя так, словно он является нефтяным царем мира.
Соединенные Штаты не должны поощрять саудификацию России в стремлении гарантировать энергетическую безопасность США, но вместе с тем игнорируя репрессии внутри России и отсутствие реформ. Атаки 11 сентября 2001 года и другие события более чем достаточно продемонстрировали, что одной Саудовской Аравии, по отношению к которой уже проводили такую политику, более чем достаточно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях