La Croix | 19 сентября 2008 г.
Илия II: "В Грузии не будет мира без справедливости"
Франсуа д´Алансон
В интервью La Croix православный патриарх Илия II утверждает, что "Грузия никогда не смирится с потерей своих исторических земель"
- Из-за конфликта в Грузии православные россияне выступили против православных грузин. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
- Тот факт, что две страны, исповедующие одну и ту же веру, пошли друг против друга, воистину достоин сожаления, но этот конфликт ни в коей мере не вызван религиозными причинами. Его причины - геополитические, именно из-за них Грузия превратилась в место столкновений мировых политических сил.
Я думаю, что, если вернуться в границы законности, религия (в данном случае, православие) может сыграть важную роль в снижении напряженности и нормализации отношений между Россией и Грузией. Этот конфликт начался не из-за межнациональной ненависти, по крайней мере, с грузинской стороны.
Я полагаюсь на веру и доброту российского народа и верю, что грузины не столкнутся с тяжелыми проблемами в России.
- Каждая страна обвиняет другую в том, что это она начала войну. Что вы об этом думаете?
- В 1920-е годы наша страна подверглась чудовищной агрессии, когда коммунисты вторглись в независимую Грузию. Без каких-либо юридических или исторических оснований часть нашей страны была передана соседним странам и автономным республикам, были созданы Аджария, Южная Осетия и Абхазия. Таким образом были заложены бомбы замедленного действия, готовые взорваться при первой же возможности.
В эпоху Советского Союза режим насаждал в этих регионах идеологию, благоприятствующую их отделению и разделу Грузии. Эта пропаганда не принесла желанных результатов в Аджарии, потому что большинство населения там составляли грузины. В свою очередь, в Абхазии и Южной Осетии результаты были иными.
Даже сами названия "Южная Осетия" и "Северная Осетия", не существовавшие ранее, были придуманы коммунистами. Историческая родина осетин, Алания, находится на Северном Кавказе. Это отсюда, где теперь расположена Северная Осетия, часть осетин эмигрировала в Грузию в XVII веке. В связи с этим надо подчеркнуть, что осетин всегда было больше в остальной Грузии, чем в Южной Осетии, так как Цхинвали не был их этнокультурной родиной.
Говорили, что грузины напали на маленький осетинский народ и провели этническую чистку. Лживость этого утверждения демонстрирует тот факт, что во время и после военных действий осетины, в большом количестве проживающие в Грузии, не покинули свои дома и не испытывали проблем с грузинами или другими национальными меньшинствами.
Это столкновение - не национальный конфликт между грузинами и осетинами или грузинами и абхазами, а исключительно результат стремления Грузии восстановить свою территориальную целостность, право на которую международное право признает за каждым государством.
Грузия никогда не смирится с утратой этих исторических земель, которые для нас то же самое, что Орлеан для Франции или Смоленск и Новгород для России. Справедливость - гарант мира, и в Грузии не будет мира без справедливости.
- Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Как вы восприняли это решение?
- 25 августа, в тот самый день, когда российская Дума признала независимость Абхазии и Южной Осетии, мы опубликовали обращение к российскому президенту с призывом не одобрять это решение. Мы подчеркивали, что признание суверенитета этих регионов принесет России гораздо больше вреда, чем Грузии. Я до сих пор так считаю.
Не знаю, сколько времени потребуется, чтобы восстановить территориальную целостность Грузии, но я убежден, что именно это должно произойти, если страны мира - не только Россия - хотят сохранить мир внутри своих собственных границ.
Для достижения этой цели я категорически исключаю применение силы, и наша Церковь всегда была против насилия. Использование дипломатических, экономических, культурных и религиозных средств может восстановить разрушенную связь. Проблемы с осетинским и абхазским меньшинством начались после распада Советского Союза. Грузию наказали за то, что она одной из первых провозгласила независимость.
- Из-за конфликта многие жители грузинских деревень Южной Осетии и Абхазии стали беженцами. Как обеспечить их возвращение?
- По официальным данным, около 372 человек (военных и мирных жителей) погибли с грузинской стороны. Из 260 тыс. человек, покинувших свои дома, 40 тыс. до сих пор не вернулись. Ущерб, нанесенный стране, измеряется миллиардами евро.
Храмы в деревнях Хеити, Икорта, Кемерти и Свери были сильно повреждены, а в резиденцию митрополита Никозского и Цхинвальского Исайи попал снаряд.
Наши сведения очень ограничены, потому что нам запрещен въезд на оккупированные территории. Я посетил Гори и деревню Никози, когда туда не пускали ни журналистов, ни гуманитарные организации. Мы встречались с оставшимися там мирными жителями и нашими священниками и монахами, которые, несмотря на опасность, не бросили свои приходы. В тот день мы вывезли четверых раненых и шестерых убитых. Потом эстафету подхватили наши священники и всего вывезли 120 погибших.
Наши монахи продолжают посещать пострадавших в зоне конфликта. Каждый день мы раздаем по 2-3 тысячи евро беженцам в Тбилиси. Но эта ситуация не может продолжаться долго, беженцы должны вернуться к себе домой, получив гарантии безопасности, обеспечиваемой международным сообществом.
- Как вы оцениваете действия грузинского руководства?
- Были приложены значительные усилия, чтобы добиться поддержки международного сообщества, и эта цель была достигнута. Национальное единство, без которого нам не справиться с нынешними проблемами, очень важно, как и оценка ответственности и действий грузинских властей. Грузинское население ожидает ответов на некоторые вопросы.
Демократия подразумевает, что правители отвечают перед гражданами. Насколько я знаю, грузинское правительство выразило готовность ответить за свои действия перед народом. Только после этого можно выносить оценки.
- Чего вы ожидаете от международного сообщества и от Европейского союза в частности?
- Грузинский Патриархат нуждается в помощи извне, потому что, хотя Московский Патриархат недавно вновь признал юрисдикцию Грузинской Церкви над Абхазией и Южной Осетией, мы до сих пор не можем попасть в эти регионы.
Нам нужна поддержка Европейского союза, чтобы вернуть эти территории и восстановить наши исторические границы. Терпимость нашего народа - благодатная почва для создания стабильного и процветающего государства, но будет чрезвычайно сложно достичь этого без согласованных усилий извне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях