The Times | 20 апреля 2001 г.
После чисток
Джайлз Уиттелл
На прошлой неделе произошло множество ошеломляющих событий, крайне неприятных для тех российских СМИ, которым удавалось сохранять свою независимость. Всего за четыре дня были закрыты три самых известных средства массовой информации империи Владимира Гусинского "Медиа-Мост" - НТВ, "Итоги" и газета "Сегодня". Все их сотрудники были вынуждены отправиться на поиски нового места работы. Теперь почти не слышно их критики в адрес политики Кремля. Оказалось, что президент Путин, утверждавший, что проблемы Гусинского носят чисто деловой характер, лгал.
В результате, вся медиа-индустрия либо находится под контролем Кремля, либо запугана государством. Все оставшиеся телеканалы либо принадлежат государству, либо находятся под его управлением. У Гусинского, имевшего репутацию любимого олигарха Кремля, остался спутниковый канал НТВ+ и развлекательный кабельный канал ТНТ. Диапазон вещания этих двух станций ограничен. Определенной независимостью пользуется телеканал "Рен-ТВ", но он находится под контролем электроэнергетического гиганта "ЕЭС", тесно связанного с Кремлем.
Формально вне кремлевской орбиты остались лишь две важных ежедневных газеты - "Коммерсантъ" и "Известия". Эти издания способны выступать с резкой критикой в адрес правительства, однако они находятся под контролем олигархов Бориса Березовского ("Коммерсантъ") и Владимира Потанина (<Известия>), которые вряд ли ставят свободу слова выше собственных коммерческих интересов. Россиянам, которых интересует не подвергающаяся цензуре информация, придется пользоваться англоязычной газетой the Moscow Times, которую контролирует голландский предприниматель, и интернетом.
Некоторые из пострадавших в результате прошедших в минувшие выходные чисток, в частности бывший директор и главный ведущий НТВ Евгений Киселев - личности известные, и им будет несложно найти новую нишу. Но большинству журналистов грозит безработица. Кроме того им придется решать моральную проблему, не возникавшую в 1993 г., когда в Москве произошла последняя попытка государственного переворота: стоит ли рисковать всем и выходить на баррикады, пытаясь воспрепятствовать возврату к авторитаризму?
Момент истины настал для четвертой части коллектива НТВ, ушедшей с канала. Это 250 человек - лучшие репортеры, редакторы и технический персонал. На прошлой неделе они переходили через дорогу из здания НТВ в помещение другого канала Гусинского, расположенного в мрачном советском административном корпусе. Это было сюрреалистическое зрелище. Многие уносили с собой свои фотографии с рамках.
Бунтари уже делают пять информационных выпусков в день в четырех взятых напрокат кабинетах и одной маленькой студии. Они надеются, что на следующей неделе им удастся перебраться наверх, в более просторные помещения и начать делать совместные программы новостей с каналом ТВ-6, 75% которого принадлежат Березовскому, бывшему инсайдеру ельцинского Кремля, до недавнего времени главного врага Гусинского в московской медиа-войнах.
Во вторник Маша Липман, как и многие журналисты, ехала на работу с дурными предчувствиями. В течение последних нескольких дней ее коллеги по еженедельному информационному журналу, созданному с ее участием шесть лет назад, находили гранки статей, случайно оставленные в копировальных машинах, которые писались для другого, но поразительно похожего на "Итоги" издания. Ходили слухи о том, что на другом этаже идет набор теневого штата сотрудников, и готовится молниеносный захват издания. Но ведь это же только слухи? При всех своих недостатках это - новая Россия, свобода печати в этой стране гарантируется Конституцией.
Липман работала в журнале "Итоги", издававшимся совместно с Newsweek, и следовавшим, как минимум, не менее строгим стандартам. Несмотря на то, что одним из совладельцем "Итогов" был Гусинский, журнал не называли его личным рупором, и репутация издания была чиста. Разве могли кремлевские стратеги, одержимые телевизионной властью, придавать значение журналу? Могли. Выезжая в 11 утра на Ленинградское шоссе, Липман услышала по радио, что ее сотрудников не пускают в здание. Через несколько секунд она увидела, что все 80 человек бродят у входа в помещения "Итогов".
Последовало объяснение - сокращение штатов - но на самом деле издатель "Итогов" понимал, что поддерживаемые государством кредиторы и налоговая полиция не оставят его в покое до тех пор, пока он не превратит журнал в правительственный агитационный орган.
Бросить вызов Кремлю боятся даже СМИ, не находящиеся под зонтиком Гусинского. В декабре головорезы в масках разбили лицо возвращавшемуся домой Олегу Лурье - журналисту, занимающемуся раследованиями в "Новой газете", созданной в начале девяностых с помощью фонда Горбачева. Это случилось после того, как он обсуждал по телевидению свою статью о коррупции в высших эшелонах правительства.
Липман настроена воинственно. Она понимает, что новые сотрудники превратят журнал, в создании которого она участвовала, в сборник комиксов, и решительно настроена заняться новым изданием. Пока она делает выпуски радио-версии "Итогов" на радиостанции "Эхо Москвы", единственного из СМИ Гусинского, которому пока удалось избежать чисток. Но в смелых речах слышится обида и потрясение - процветавшая при Ельцине независимая пресса ставится его преемником под полный контроль.
Иностранцам это завинчивание гаек может показаться примитивным и поразительно близоруким. С точки зрения Липман, все просто."Этого хотел Путин, - говорит она. - Он хотел поставить Гусинского и его СМИ под правительственный контроль. Может быть, ему удалось сделать это не так быстро, как он расчитывал, но президент добился того, чего хотел".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях