Corriere della Sera | 20 апреля 2004 г.
Белый дом подумывает о миротворческой армии из 75 тысяч африканских солдат
Гвидо Олимпио
В некоторых опорных пунктах американских морских пехотинцев в "суннитском треугольнике" было решено экономить продукты питания: горячая еда - один раз в день. Экономия не связана с нехваткой продуктов сегодня, она объясняется опасениями, что конвои с грузами, на которые все чаще совершаются нападения, будут вынуждены сократить число рейсов.
Коалиция, которая вынуждена противостоять восстанию, не всегда имеет достаточное количество людей для защиты линий снабжения. Численность личного состава может превратиться в проблему для генералов коалиции. 154 тысячи солдат из 35 стран, участвующих в операции в Ираке, недостаточно, и картина может оказаться еще более мрачной в ближайшие дни.
Вывод испанских войск, предполагавшийся, но все равно неожиданный, может оказать влияние на другие страны, где общественность уже начинает проявлять недовольство. Советник по национальной безопасности американского президента Кондолиза Райс уже говорила: могут быть и другие отступники.
Подобные сценарии вызывают озабоченность у американского проконсула в Багдаде Пола Бремера. Через 72 дня должна произойти передача власти от коалиции местному правительству. Но не ситуация на местности, противостояние повстанцам и террористам, ни проблемы, связанные с формированием новой иракской армии, не оставляют места для оптимизма. В эти часы в американском штабе при содействии дипломатов, готовят карту расположения контингентов.
Великобритания и Италия возглавляют группу тех стран, которые намерены остаться при любых условиях. Нападения, теракты и захваты заложников вынуждают правительства пересматривать принятые решения. Эта пара союзников тащит на буксире все остальные страны. Словакия подтвердила: "Мы не сдадимся".
Заявление вновь избранного президента Ивана Гаспаровича, который в ходе избирательной кампании требовал вывода национального контингента, после избрания перешел в лагерь сторонников жесткой линии: "Сегодня иная обстановка".
Этой позиции придерживается и Япония, несмотря на ужасную историю с пятью заложниками. Токио не поддался шантажу. Сохраняют твердость Румыния и Нидерланды (1300 человек в Аль-Мутанне). Австралийский премьер позабыл о дипломатическом лексиконе, пуская ядовитые стрелы в Сапатеро. Мадрид сыграл на руку противников стабилизации, заявил Джон Ховард. По этой причине Ховард намерен увеличить численность контингента до 3 тысяч человек (в настоящее время 850 военнослужащих в Персидском заливе и 350 - в Ираке). Маленькая Албания готова вдвое увеличить свой контингент (71 человек), дислоцированный в настоящее время в Мосуле.
Непонятные сигналы поступают из Гондураса. "Мы будем продолжать нашу деятельность, как и было установлено. Вывод испанского контингента вынуждает нас пойти на некоторые изменения, любое другое решение носит политический характер", - заявил представитель министерства обороны полковник Рафаэль Морено.
По словам офицера, 370 гондурасских солдат, которые вместе с 361 никарагуанцем и 302 доминиканцами входят в состав "Бригады Плюс Ультра", перейдут под непосредственное командование польского контингента, таким образом, будет обойдено промежуточное "испанское" звено в цепочке командования. Вместе с тем заверения Гондураса были восприняты американскими чиновниками с большой осторожностью: американцы не исключают того, что Гондурас может передумать. Первый признак неуверенности проявился в словах президента Рикардо Мадуро, потребовавшего от военного ведомства "срочно представить оценку ситуации".
Для многих глав правительств дата 30 июня стала пределом. До этого срока солдаты должны покинуть Ирак. Такова позиция Португалии, направившей в итальянский сектор в Насирии 128 жандармов Национальной гвардии: "Мы не должны давать сигналы, которые могут ободрить террористов", - подчеркнул премьер Мануэль Дурао Баррозо.
На днях, когда кризис казался непреодолимым, Лиссабон не исключил возможности досрочного вывода своих военнослужащих. Власти Португалии, с одной стороны, не хотят манкировать своими обязательствами, но, с другой стороны, опасаются последствий в связи с проведением европейского чемпионата по футболу.
Большое спортивное событие, которое привлечет всеобщее внимание и будет широко освещаться в прессе, может оказаться идеальной мишенью для террористов.
И для Норвегии - 30 июня - предел. 150 военнослужащих останутся в Ираке до этого дня: "Мы не планируем досрочный уход", - сообщил представитель правительства, которое оказалось под огнем критики. На этих же позициях остается и Казахстан.
Польский контингент насчитывает 2400 человек, но не имеет никакого желания заполнять пустоту, образовавшуюся после ухода испанцев. Варшава предупредила возможную просьбу Вашингтона. Еще одно условие: польские военные не хотят принимать участие в наступательных операциях против повстанцев. Такой же позиции придерживаются украинцы. Под ударами повстанцев они были вынуждены оставить город Эль-Кут и потом вновь заняли его после прихода американских подкреплений. Украина, по другим источникам, может увеличить свой контингент до 1600 военнослужащих.
Не проходит и дня, чтобы из Южной Кореи не пришло сообщения о торжественных проводах войск, отправляющихся в Ирак. Три тысячи человек. Но до сегодняшнего дня в Ирак прибили лишь 600 военнослужащих небоевых подразделений. Южнокорейцы известны как решительные и хорошо подготовленные бойцы, однако развитие конфликта в Ираке может вынудить их занять более осторожную позицию.
Многие обозреватели предполагают, что Пакистан пошлет в Ирак своих военнослужащих. У Исламабада хорошо организованная армия, кроме того, Пакистан - исламское государство, у которого хорошие отношения со всеми режимами региона. Идеальные характеристики для интервенции в мусульманскую страну.
Но у пакистанцев серьезные внутренние проблемы. Охота за "Аль-Каидой", настоящая или нет, создала проблемы для президента Первеза Мушаррафа. И его войска, в ходе операций под эгидой ООН, неоднократно подверглись критике. Начиная с черной страницы в Сомали.
Вашингтону легче просить помощи и южноамериканских государств, таких, как Аргентина или Чили. У них имеются военные традиции, и им нужна конвертируемая валюта.
Джордж Буш, глядя на иракский кризис и в будущее, готов провозгласить международный план по формированию армии, которая бы выполняла миротворческие функции. Инициатива должна завершиться появлением интервенционного контингента численностью 75 тыс. человек (в основном африканцев) и с начальным бюджетом в 660 млн долларов. В соответствии с планами Белого дома этот контингент должен использоваться в ситуациях, аналогичных ситуациям в Ираке или Афганистане.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях