The Guardian | 20 апреля 2006 г.
Внутренний враг Ирана
Саймон Тисдолл
Внутренние политические противоречия и экономическая слабость могут представлять большую угрозу для правительства Ахмадинежада в Иране, чем силы американской и израильской авиации вместе взятые, сообщается в опубликованном вчера отчете.
Работа под названием "Понимание Ирана", выполненная Центром международной политики, предостерегает о том, что военные действия, направленные против предполагаемых ядерных объектов Ирана, могут иметь катастрофические последствия. "Единственная возможность внести коррективы в действия Ирана в ближайшее время предполагает серьезные усилия по установлению контакта с нынешним руководством страны", - говорится в отчете.
Повторяя призывы к прямым переговорам между США и Ираном, звучащие со стороны Германии, американских политиков и агентства ООН по атомной энергии, европейский научно-исследовательский институт в своем отчете настаивает на создании организации по безопасности на Ближнем Востоке, подобной Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
В упомянутом отчете предложен механизм, способствующий обеспечению диалога для выхода из ядерного тупика и решения других разногласий. Однако, предлагая усилить "экономические, культурные, образовательные и социальные контакты с целью придать силу иранскому народу и в итоге вынудить режим отказаться от вводимых им ограничений", в отчете также подчеркивается фатальный раскол и уязвимость внутри иранского правительства, которое часто представляют силой, объединившейся для борьбы против Запада.
"За кулисами происходит яростная борьба. В одном лагере находится президент Ахмадинежад, его сторонники из Революционной гвардии и военизированная группировка "Басидж", а также фундаменталисты с мессианскими идеями, вдохновленные учением аятоллы Месбаха Язди. В другом лагере - представители поверженного демократического движения Ирана и различные силы, для которых ситуация в стране была благоприятна до того, как к власти пришел Ахмадинежад, в том числе бывший президент Али Акбар Хашеми-Рафсанджани.
Результаты борьбы между этими фракциями неопределенны, но ясно одно: прямое вмешательство США сыграет на руку сторонникам жесткой линии. "Стратегия, которая ставит на массовое восстание для свержения существующего режима, ведет к тому, что возникает риск подорвать те самые силы, которым эта стратегия предположительно призвана помочь".
В отчете отмечаются и другие сферы давления на правительство: население свыше 70 млн человек, 65% из которых моложе 25 лет; повсеместно контролируемая государством экономика, склонная к коррупции; энергетическая промышленность, отчаянно нуждающаяся в инвестициях, где стабильно снижается производство идущей на экспорт нефти; молодежная культура, которая все активнее преодолевает ограничения на доступ к иностранным СМИ и интернету.
"По оценкам самого правительства, ежегодно возникает потребность в 900 тысячах новых рабочих мест, чтобы гарантировать занятость растущего числа трудоспособных граждан и не допустить всплеска безработицы, составляющей, по официальным данным, 16%, по неофициальным - 20%", - сказано в отчете.
Кроме того, внимание заостряется на дискриминации по половому признаку, нарушениях прав человека (включая репрессии против меньшинств и казни несовершеннолетних), а также на попытках подавить свободу слова и независимую прессу.
Все эти спорные моменты, говорится в отчете, несут в себе зерно потенциальных перемен изнутри и в долгосрочной перспективе могут стать катализатором к реформе иранской теократии, сложившейся после 1979 года. Однако если Запад хочет понять Иран, он должен сначала понять самого себя и осознать, что неуклюжие попытки вмешательства извне с целью немедленно начать реформирование могут оказаться контрпродуктивными.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях