La Stampa | 20 апреля 2006 г.
Буш - Путин, дуэль на расстоянии
Маурицио Молинари
Между США и Россией - разряды искр. В Москве великим державам не удалось прийти к соглашению, какие меры должна предпринять ООН в отношении Ирана, и спустя несколько часов заместитель госсекретаря Николас Бернс потребовал от "всех наций прекратить любое сотрудничество с Ираном в ядерной сфере". Это требование непосредственно относится к Москве: Россия участвует в строительстве АЭС в Бушере. И выдвинуто оно в тот момент, когда в Москве проходило заседание политдиректоров МИД стран - членов "восьмерки". Это совпадение можно понять как намерение Вашингтона "прижать к ногтю" президента Владимира Путина в преддверии саммита восьми наиболее промышленно развитых стран мира, который пройдет в июле в Санкт-Петербурге. Чтобы сигнал Белого дома был предельно ясным, Бернс подчеркнул: "Россия должна прекратить сотрудничество по Бушеру, а также экспорт материалов и технологий, которые могут иметь двойное использование", - речь идет о поставках Тегерану противоракетных систем "Тор".
Выпад Бернса, правой руки госсекретаря Кондолизы Райс, совпал по времени с ужесточением позиций западных стран. Французский президент Жак Ширак в интервью египетской газете Al Ahram назвал "неприемлемыми иранские ядерные планы", а британский премьер Тони Блэр потребовал от международного сообщества не мешкать и направить Тегерану послание о "единстве" по вопросу иранской ядерной программы. Перед лицом американского и европейского наступления Москва ограничилась лишь согласием на принятие заявления экспертов G8, указывающего Тегерану на необходимость "выполнять требования Международного атомного агентства ООН" о прекращении обогащения урана.
Не слишком активная позиция Москвы объясняется ролью гостеприимного хозяина на переговорах по Ирану, а не согласием с позициями США-ЕС, о чем свидетельствует холодное молчание по Бушеру и заявления высшего руководства вооруженных сил в защиту поставок противоракетных систем Ирану.
Что касается Китая, пока непонятно, как он относится к напряженности в отношениях между Западом и Россией: до последнего момента Пекин выступал в одном строю с Москвой - против принятия санкций ООН по Ирану, но этим утром Джордж Буш попытается добиться от президента Ху Цзиньтао шага вперед в ходе переговоров в Овальном кабинете Белого дома.
В Москву вчера вечером прибыла делегация переговорщиков из Тегерана, приглашенная Кремлем в надежде способствовать достижению компромисса. Содержание переговоров с немцами, французами и британцами хранится в строгом секрете, но французский дипломат сообщил, что делегация Тегерана подтвердила, что "в ближайшее время будут ускорены темпы обогащения урана". Вместе с тем иранцы предложили странам Евросоюза принять участие в обогащении, чтобы они могли знать, где будет применяться полученный продукт. Министр иностранных дел Великобритании сделал вывод, что "да" Ирана в ответ на требования ООН маловероятно", и заявил о срочной необходимости достижения соглашения между шестью державами (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) о том, каким курсом следовать в Совете Безопасности ООН.
Перед лицом вихря дипломатических инициатив иранский президент Махмуд Ахмадинежад предложил членам ОПЕК поставлять по низкой цене нефть самым бедным странам и одновременно поднять цены на сырье на мировых рынках, "потому что нефть еще не достигла реальной стоимости", несмотря на рекордную цену в 71 доллар за баррель. Эти слова должны подтвердить опасения аналитиков Уолл-стрит, которые боятся того, что Тегеран может разыграть энергетическую карту, чтобы помешать достижению согласия в ООН, делая основную ставку на зависимость от импорта иранской нефти китайской экономики.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях