Financial Times | 20 апреля 2007 г.
Подход, приемлемый для всего мира, но подходящий к условиям родной страны
Игорь Юргенс
Уже на протяжении года наблюдается экспансия российских компаний на рынки мира. Это признак роста и достигнутой зрелости.
На начальном этапе реструктуризации экономики после распада СССР бегство капиталов было способом спасти деньги от инфляции, а также политических и других рисков. Теперь же мы видим конструктивный экспорт капитала в сферы, представляющие стратегический интерес для страны или обеспечивающие более высокую маржу прибыли.
В некоторых случаях компании опираются на преимущества России на рынках, где был силен Советский Союз. У нас были прямо-таки фантастические промышленные, политические и дипломатические связи с развивающимися странами. После распада СССР и в течение последующих 15 лет эти связи ослабли, но это было лишь временное явление, объясняющееся реструктуризацией российской экономики и дефицитом ресурсов.
Теперь Россия имеет преимущества перед конкурентами на этих рынках в таких сферах, как нефть и газ, металлургия, гражданское и военное строительство и т.п. В последнее время имели место многочисленные визиты российских государственных деятелей самого высокого уровня в Южную Африку, Анголу, Вьетнам и Индию, не говоря уж о Китае.
Но на некоторых рынках российские компании наталкиваются на препятствия, которые можно разделить на две категории. Во-первых, существуют ограничения, не являющиеся дискриминационными, которые направлены не конкретно против россиян, но, например, против всех стран, не входящих в Евросоюз. За разногласиями по подобным вопросам не стоит злого умысла - они могут быть преодолены путем двусторонних переговоров.
Но, во-вторых, существуют помехи, которые чинят исключительно России. Иногда они имеют объективное объяснение: имидж страны оставляет желать лучшего, нормы ее законодательства, касающиеся ведения бизнеса, не во всем совместимы с мировой практикой, компании ведут себя нахально или агрессивно. Но есть и злокозненные субъективные помехи, и это самое страшное. Это попросту откровенные антироссийские действия, мотивируемые военными, политическими или геостратегическими причинами.
Не сомневаюсь, иногда и Россия грешит подобными действиями против некоторых государств. Но, поскольку Россия - ученик, а Запад - наш учитель, мы ожидаем, что Запад будет подавать нам пример.
Некоторые шаги российских властей нанесли вред имиджу страны. В ряде случаев этого можно было избежать. Дело ЮКОСа - это трагедия, по отношению к этой компании власти могли бы действовать по-иному. Но в случаях трений между "Газпромом" и Украиной и Белоруссией, или истории с Royal Dutch-Shell и проектом "Сахалин-2" у меня иногда возникает ощущение, что Россия и Запад вообще говорят на разных языках. Что касается существа большей части этих конфликтов, права, по-моему, Россия. Но объяснения, адресованные зарубежной аудитории, были какими-то корявыми, и иногда казалось, что российская сторона ведет себя нецивилизованно. Теперь "Газпром" нанимает специалистов в области пиара. Значит, его руководство осознает необходимость исправления ошибок.
У российских компаний, несомненно, существуют проблемы с репутацией. Внутри страны население все еще ставит под вопрос законность некоторых способов, которыми были нажиты крупные состояния, сконцентрированные в руках некоторых слоев. Так почему общественное мнение на Западе не вправе поставить тот же вопрос?
Но есть люди, которые 15 лет эффективно управляют своими активами. Их, на мой взгляд, следует считать законными владельцами их собственности. К этому моменту они достаточно заплатили государству в форме пошлин и налогов, а также принесли обществу пользу, создавая рабочие места. Те же, кто этого не сделал, либо в тюрьме, либо мертвы, либо обанкротились.
Итак, я сказал бы, что это дело прошлое и подвел бы под ним черту. В 1990-е годы была волна гангстерского капитализма, но она отхлынула, и теперь я полагаю, что российский бизнес не несет ни малейшей угрозы для Запада. Исследовательско-аналитические услуги, доступные любой крупной корпорации или коммерческой ассоциации на Западе, достаточно качественны, чтобы досконально выяснить, с кем вы вступаете в переговоры.
Российские компании, планирующие приобретение активов или IPO за рубежом, подвергаются проверкам со стороны контролирующих органов по критериям, вполне отвечающим западным стандартам. Нельзя зарегистрироваться на Лондонской фондовой бирже, не пройдя прежде аудит в течении трех лет силами одной из четырех крупнейших аудиторских фирм и не предоставив огромное количество документов. Система проверки перед IPO налажена так, что риск минимален.
Тем временем у себя дома, в России, мы прилагаем энергичные усилия, чтобы внушить российским компаниям необходимость подчиняться правилам.
Я возглавляю Комитет по ведению реестра независимых директоров Российского союза промышленников и предпринимателей, где мы работаем над отбором кандидатов для общенационального реестра. На данный момент доступно 150-200 кандидатур на пост независимого члена совета директоров - то есть, директора, не являющегося исполнительным. Мы разработали нормы этики, кодекс поведения и принципы отбора, а теперь работаем над тем, чтобы привести их в соответствие с международными нормами.
К счастью, Россия избежала принятия обязательного кодекса корпоративного управления, за который ратовал некий бывший работник контрольно-учетных органов три или четыре года тому назад, когда страна еще не была к этому готова. Вместо этого мы приняли ряд добровольных правил и начали строить систему снизу вверх.
Теперь же, к примеру, Национальный совет по корпоративному управлению, членом которого я являюсь, в июне проведет в Нью-Йорке важную конференцию, где мы заслушаем представителей учетно-контрольных органов, законодателей и авторов закона Сарбейнса-Оксли.
Мы пытаемся найти что-то среднее между жестким и порой чрезмерно ревностным законодательством США и творческим духом, прозрачностью и динамичностью, которые свойственны некоторым другим, более мягким подходам к регулированию деятельности компаний.
Мы усердно трудимся, стараясь создать нечто, что отвечало бы российскому менталитету и атмосфере страны, но при этом соответствовало бы международным нормам. И я уверен в нашем успехе.
Автор - председатель правления банка "Ренессанс-Капитал", председатель Координационного совета предпринимательских союзов России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях