The Independent | 20 апреля 2010 г.
Гласность: горький вкус мира, ушедшего безвозвратно
Мэри Дежевски
В Лондоне открылась художественная выставка Glasnost, экспонаты которой созданы на закате СССР, сообщает The Independent. Это портрет поколения, стоящего на пороге колоссальных перемен, пишет Мэри Дежевски.
Выставка, организованная немецким коллекционером Фолкером Дилем, начинается с "деревянной карикатуры на античную статую крылатой Победы", утверждает автор, подразумевая работу Бориса Орлова "Букет из подрезанных крыльев". На крыльях надписи: "крылья надежды", "крылья отчаяния", "крылья забвения".
Благодаря ослаблению госконтроля при Горбачеве художники, чье творчество было вызовом официальному советскому искусству, смогли свободнее работать, путешествовать и экспериментировать. Но рост свободы в культуре, характерный для последних лет СССР, по иронии судьбы мог восприниматься как опасность: едва все стало разрешено, оказалось, что объектов для бунта больше нет. На взгляд Дежевски, работы становятся все более вызывающими и анархическими либо, наоборот, поверхностными. Расцвет нонкомформистского искусства продлился недолго.
Нонкомформисты 1980-х поставили себе на службу стиль соцреализма, беспощадно превращая его общие места в разоблачение неудач, которые обернулись агонией СССР. А две красноречивые скульптуры Бродского - модель президиума, где вместо людей - использованные чайные пакетики, и книга, за которой следит громадный примитивный бинокль, - "целительное напоминание о прошлом", замечает автор.
"Еще одна поразительная тенденция в искусстве нонкомформистов эпохи гласности - увлечение Америкой как апофеозом политической некорректности", - пишет автор, поясняя, что россияне перенимали стиль Уорхола и наполняли своей политической подоплекой.
Работы, представленные на выставке, - это хроника последних дней советского режима и гимн свободе последующего периода. "Но в какой мере эти работы - свидетельство эпохи, станут ли они долговечными произведениями искусства, имеющими универсальное значение?" - вопрошает автор и сама отвечает, что не все произведения выдержат испытание временем. Доступ на западные рынки обеспечил некоторым художникам более стабильное существование, но свободный рынок также означал конец нонкомформизма одновременно с гибелью СССР, заключает Дежевски.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях