Der Spiegel | 20 августа 2003 г.
Торговля старьем ради новых вооружений
Фритьйоф Мейер
Российская армия задыхается от избытка устаревших вооружений, при этом не хватает средств на закупку современного оружия. Однако заместитель министра обороны, похоже, нашел выход из сложившейся ситуации. Нужно просто продать все старое оружие в страны третьего мира, а на вырученные деньги приобрести новые виды вооружений.
В следующем году российское правительство потратит на оборонные заказа в два раза меньше денег, чем в 2003 году, когда на эти цели было выделено 119 млрд рублей, приблизительно 4 млн евро. На эти деньги было приобретено: десять новых видов стрелкового оружия, современная противокорабельная ракета "Яхонт", а также новые ракеты класса земля-земля "Искандер".
Теперь модернизации пришел конец. Об этом сообщил заместитель министра обороны Алексей Московский. В качестве причины предстоящей экономии он назвал "субъективные настроения" в правительстве, однако в подробности вдаваться не стал.
Сокращение расходов на вооружения, утверждает министр, никак не связано с экономическим положением в стране, с которым дела обстоят тоже далеко не радужно: Россия живет за счет экспорта нефти и газа и очень боится падения цен на мировом рынке. Темпы роста промышленного производства упали; из страны было вывезено капитала на сумму более 20 млрд долларов.
"Борцы" не идут в бой
Первоначально на вооружение планировалось потратить 188 млрд рублей. Но военным экспертам даже эта сумма казалась недостаточной. Дело в том, что срок службы военной техники составляет 20-30 лет. В связи с этим в период с 2006 по 2015 год нужно будет списывать по пять процентов боеспособных вооружений в год. Это означает, что ежегодно необходимо будет закупать новой военной техники на 300 млрд рублей.
Ранее было запланировано, что до 2010 года ВМФ получит четыре новые стратегические атомные подводные лодки; первая подлодка класса "борец" уже лежит на стапелях в Северодвинске. Предусмотренная для нее баллистическая ракета "Булава" в следующем году должна была пройти испытания на море. Денег на эту программу больше нет.
Взамен господин Московский собирается использовать базирующиеся на суше ракеты дольше, чем предусмотрено.
Сокращается также и финансирование "космических сил", одного из подразделений российской армии. В этом году они получили восемь спутников и восемь ракетоносителей. Ранее на 2004 годы было запланировано увеличение в размере 50 процентов. Вместо этого им придется довольствоваться шестью спутниками и шестью ракетоносителями.
Для того чтобы залатать дыры, министр нашел практичное решение: войска должны вернуть оборонным предприятия использованное оружие, гарантийный срок которого истек, но которое еще можно с успехом продать заграницей. Например, за пять использованных самолетных двигателей, которые еще можно отремонтировать, военные могли бы получить два совершенно новых. Такой "обмен", по словам министра, годится также и для противоракетных систем, танков и артиллерийских орудий.
Твердая валюта вместо кокосового масла
Эти заявления министерства обороны приоткрывают истинную причину резкого сокращения расходов: экспорт вооружений, наряду с продажей сырья, является важным источником доходов российского правительства. Его объем уже давно превысил запланированную на этот году сумму в 5 млрд долларов. Это больше, чем тратится на нужды собственной армии.
В первом полугодии 2002 года было продано в полтора раза больше вооружений, чем за весь предыдущий год. Смертельные грузы отправляются в 14 стран мира, прежде всего развивающиеся. Россия, вероятно, уже превратилась во второго по значимости продавца оружия в мире, после США.
Президент Владимир Путин с удовольствием сам выступает в роли человека, который находит новые заказы. В начале этого месяца, вернувшись после государственного визита в Малайзию, он привез на родину заказ на 18 истребителей СУ-30-МКМ. Цена сделки - 900 млн долларов, которые, как торжественно заявил заместитель генерального директора концерна "Рособоронэкспорт", будут выплачены в твердой валюте, а не кокосовым маслом.
Кроме этого, в данный момент идут переговоры о поставке вертолетов Mi-17-1В. В Малайзии планируется даже открыть представительство, которое будет заниматься сбытом военных кораблей и самолетов-амфибий Бе-200.
Ради военных контрактов Путин пошел на широкий жест: в 2005 году малазийский космонавт полетит на российском космическом корабле вместе с российским экипажем. Меньше повезло Путину с реализацией высказанной им в Малайзии идеи о вступлении в "Исламскую конференцию", в которой представлены все мусульманские государства.
В Российской Федерации, аргументировал свою позицию Путин, живут более 20 млн мусульман. Однако для вступления в "Исламскую конференцию" мусульмане должны составлять большинство населения. "Странно, - иронизирует московская газета "Новые Известия", - что советники не рассказали об этом президенту".
К тому же, ислам в России исповедуют, на самом деле, лишь 7,2 млн граждан. Однако в случае, когда речь идет о массовых приобретениях оружия, быть может, Конференция пойдет навстречу и будет учитывать лишь отдельные республики Российской Федерации. В Татарстане, например, большинство населения молятся Аллаху, в Чечне тоже.
Тем временем господин Московский успокоил своих командиров, которые были возмущены тем, что министерство нарушило данные ранее обещания и впредь собирается уделять им меньше внимания. В обозримом будущем опасности возникновения широкомасштабных военных конфликтов не предвидится, заявил заместитель министра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях