Статьи по дате

Frankfurter Allgemeine | 20 августа 2007 г.

Почти советский результат

Михаэль Людвиг

В Казахстане партия президента Назарбаева набрала 88,5% голосов избирателей - даже "конструктивная" оппозиция не получила в парламенте ни одного места

Это полная победа государственного руководства Казахстана во главе с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Партия "Нур Отан" (Свет Отечества), которой вот уже несколько недель в качестве председателя руководит Назарбаев, в субботу на досрочных выборах в парламент (мажилис) добилась прямо-таки "советского" результата. По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, партия получила 88,5% голосов избирателей. Два года назад, на президентских выборах Назарбаеву удалось собрать целых 91%. Три года назад во время парламентских выборов государственную партию поддержал 61% избирателей.

В воскресенье, когда были объявлены предварительные итоги выборов, реакцией оппозиции стала растерянность. Ни "конструктивная оппозиция" из "Ак Жол" ("Светлый путь"), которую критики называют марионеточной партий президента, ни Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) не получили в парламенте ни одного места. Партия "Ак Жол" рассчитывала на то, что благодаря ее "конструктивной" позиции ей будет позволено преодолеть 7-процентный барьер. ОСДП намеревалась получить не менее 20%, рассчитывая в частности на ситуацию, сложившуюся вокруг Рахата Алиева, зятя президента: была надежда, что эта история отрицательным образом скажется на имидже действующей власти. Когда-то "второй человек после бога", Алиев впал в немилость и был отправлен послом в Вену. Теперь в Казахстане его хотят судить за различные прегрешения. Однако выдать его Австрия отказывается.

Кроме того, обе оппозиционные партии исходили из того, что даже в разумно управляемом государстве имеется достаточно большой протестный электорат, которому есть в чем упрекнуть власти. Однако, по данным Центральной избирательной комиссии, по меньшей мере 8,5 млн казахских избирателей посчитали иначе. Они либо остались отдыхать на даче, либо проголосовали за "Нур Отан". Правящей государственной партии, наверное, помогло и введение пропорциональной избирательной системы, и вряд ли можно рассчитывать на то, что протесты, к которым в воскресенье призвали "Ак Жол" и ОСДП, могут существенно повлиять на ситуацию.

В стране, где суды не являются независимыми, практически нет надежды на действенность оспаривания результатов субботних выборов. Возможно, решение созданной сверху Ассамблеи народа Казахстана, представительства различных этнических групп, еще внесет незначительные изменения в состав парламента. Вдобавок к 98 только что избранным депутатам Ассамблея делегирует туда еще девятерых, выдвинутых по национальному признаку. Однако дело до подобной коррективы дойдет только в том случае, если Назарбаев посчитает необходимым пойти на небольшую уступку.

В любом случае, монополизация политической власти в Казахстане прошла на "ура", тем более, что недавно президент Назарбаев дал гарантию законодателям - читай: собственной партии - в том, что ограничение пребывания на высшем государственном посту двумя сроками его лично не коснется. На этом фоне воскресный текст диктора государственного телевидения, спущенный сверху, - выборы, мол, являются шагом в направлении модернизации политической системы, укрепления партий и демократии - воспринимался как плохой анекдот.

Оппозиционные партии - почти все молодые - слабы. То, что они не попали в парламент, еще более укрепит превосходство президента, одновременно занимающего пост председателя правящей партии. Политический диалог в парламенте состоится без участия оппозиции. Почти все высшие должностные лица в центре и в провинции являются членами "Нур Отан". Таким образом, укрепление парламента, которое стало возможным благодаря майским поправкам к конституции, будет происходить в условиях, которые казахские критики за глаза называют в шутку "политическим инцестом". Трудно представить, что в этих обстоятельствах сформируется большинство, готовое доверить Казахстану в 2009 году председательство в ОБСЕ - разве что ради предотвращения дальнейшего политического сближения богатого нефтью Казахстана с Россией и углубления его сотрудничества в нефтяной сфере с Китаем.

За последние годы Казахстан достиг высоких темпов роста экономики - почти 10%. ВВП - более 76 млрд долларов - заметно превышает совокупный ВВП остальных четырех среднеазиатских государств: Туркмении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. ВВП на душу населения составляет примерно 5100 долларов, а рассчитанный по паритету покупательной способности валют он якобы находится на уровне 7500 долларов. За период с 1999 по 2006 год он удвоился. Казахстан располагает нефтяными запасами в 30-40 млрд баррелей, что соответствует половине российских и 11% саудовских запасов. Одновременно страна располагает месторождениями природного газа, объемы которых примерно соответствуют туркменским или индийским, что ставит Казахстан в мировом рейтинге по запасам природного газа на 11-е место. Пополнение государственной казны происходит наполовину за счет нефтегазового сектора.

Но нефть и газ - это соблазн коррупции. Так, в Соединенных Штатах вот уже несколько лет расследуется дело о даче взяток клану Назарбаева американскими нефтяными концернами. Речь здесь идет о сумме в 78 млн долларов. Кроме того, нефть и газ не способствуют развитию других отраслей экономики. Правда, в стране образовались резервы. По информации Economist Intelligence Unit, по данным на осень 2006 года в Национальном фонде за счет государственных нефтяных доходов собралось 13 млрд долларов. В инвестиционном фонде развития обрабатывающей промышленности, без учета нефтегазовой, скопилось 300 млн долларов, в фонде развития высокотехнологичных отраслей промышленности - 68 млн долларов. Тем не менее, как считают эксперты, в случае значительного падения цен на казахскую нефть на мировых рынках государственным доходам и экономике страны угрожают значительные неприятности, обусловленные недостаточной диверсификацией промышленности, если, конечно, не произойдет решительного ускорения процесса диверсификации.

К этому следует добавить, что основные общеэкономические показатели Казахстана хотя и выглядят блестяще по сравнению с другими государствами Центральной Азии, однако нефтяное богатство мало что принесло широким кругам сельского населения, врачам и учителям. Доходы населения, проживающего вне больших городов, значительно ниже средних по стране. Крестьяне в большинстве своем вынуждены довольствоваться очень небольшими участками земли, притом что расходы на медицинское обслуживание и образование сильно возросли. Поэтому теоретически у оппозиции просматривается свой электорат.

ОСДП, предложив план реформ, попыталась указать казахам выход из тягостного несоответствия между богатством "государства" и личной нищетой. У нее ничего не вышло. Возможно, это связано не только с манипуляцией избирателями или, возможно, подтасовкой результатов выборов, но и с тем, что первые лица как в "Ак Жол", так и в ОСДП изначально принадлежали к политическому истеблишменту вокруг Назарбаева, пусть сегодня они и дистанцировались от президента. Все это не способствовало росту доверия к ним со стороны почти 16 млн казахов.

Два года назад партия "Ак Жол" распалась на две группировки. Это стало на данный момент последним этапом долгой истории политического раскола умеренных критиков президента. Часть "Ак Жол" уверовала в президента. "Настоящий Ак Жол" сохранил удаленность от Назарбаева и незадолго до парламентских выборов объединился с социал-демократами. Вероятно, свою лепту в раскол двухлетней давности внес и президент. Однако объединение "Настоящего Ак Жол" с социал-демократами, несомненно, произошло слишком поздно - и это вряд ли можно вменить в вину Назарбаеву.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru