The Independent | 20 августа 2007 г.
Далеко не образцовая демократия
Редакция
Казахстан, в 1991 году нежданно-негаданно для себя получивший независимость, в целом имеет более положительный имидж, чем некоторые из бывших союзных республик Центральной Азии, его соседей. Тому есть несколько причин: во-первых, Нурсултан Назарбаев, который все это время является президентом страны, - умелый мастер пиара, а во-вторых, режим Назарбаева действительно отличается мягкостью на фоне ряда кошмарных фактов, имеющих место в регионе.
Если проводить сопоставления с режимом покойного президента Ниязова в Туркмении, который воздвиг самому себе памятник в виде золотой статуи, или правлением президента Каримова в Узбекистане, где политических диссидентов варят в масле, становится ясно, что планка стоит довольно низко. Но то, что в отношении образа Бората, созданного Сашей Бароном Коэном, у руководства Казахстана благоразумно, хоть и с опозданием прорезалось чувство юмора, пошло на пользу репутации Казахстана на международной арене.
Между тем есть и другие, менее позитивные основания относиться к Казахстану относятся без придирчивости. Назарбаев, в отличие от бывшего коллеги в соседней Киргизии, сумел сохранить в своей стране относительную стабильность (и сам удержаться у власти). Еще актуальнее то, что в условиях войны в Ираке и присутствия западных войск в Афганистане Казахстан сделался важным стратегическим игроком. Благодаря стремительному усилению Китая важность Казахстана лишь возрастает. В этих обстоятельствах Запад и особенно США, вполне возможно, остерегаются критиковать руководство государства, где размещены их войска, - руководство, у которого на руках столько потенциальных козырей.
Однако выборы, состоявшиеся в минувшие выходные, наводят на мысль, что остальному миру, возможно, пора поближе присмотреться к Казахстану и перестать с ним так миндальничать. "Нур Отан", партия Назарбаева, одержала на выборах победу в советском стиле, получив почти 90% голосов и все возможные депутатские мандаты. Ни одна оппозиционная сила даже не приблизилась к 7-процентному порогу представительства в новом парламенте.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, наблюдавшая за выборами, сообщила о "недостаточной прозрачности" при подсчете голосов больше чем на 40% избирательных участков, которые ее наблюдатели проинспектировали. ОБСЕ также упомянула о процессуальных проблемах и предвзятости прессы.
Оппозиционные партии жаловались, что рекламу их кандидатов запрещали, а телевизионные дебаты подверглись редактированию. Перед выборами зять президента был отправлен на дипломатическую службу в Австрию - фактически в ссылку. Затем против него было возбуждено уголовное дело по обвинениям, которые, согласно распространенному мнению, инспирированы по политическим мотивам.
Назарбаев назначил эти выборы досрочно, дабы обеспечить одобрение новой конституции - одна из статей которой разрешает действующему президенту выдвигать свою кандидатуру для переизбрания неограниченное количество раз. Однако, получив сговорчивый парламент, Назарбаев, возможно, создал помехи на пути к другой основной цели, поставленной им, - доказать, что Казахстан достоин через два года стать страной-председателем ОБСЕ.
Соответствие этого государства критериям демократии вызывает большие сомнения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях