The Wall Street Journal | 20 августа 2007 г.
Новая ядерная угроза
Дик Лугар и Сэм Нанн
На этой неделе мы отправимся в Москву, чтобы отметить 15-летие Программы совместного сокращения угрозы (СTR) - она же программа Нанна-Лугара - которая стала фундаментом для пятнадцати лет американо-российского сотрудничества в целях сокращения и надежного хранения ядерного арсенала СССР времен холодной войны. В условиях, когда Соединенные Штаты продолжают адаптироваться к опасной новой эпохе, где наибольший риск для безопасности несет возможность применения ядерного оружия террористами, расширение и воспроизведение этой модели международных партнерских отношений имеет важнейшее значение для нашей национальной обороны.
Тогда, в 1991-м, когда мы впервые высказали идею сотрудничества с русскими по безопасному хранению и сокращению их вооружений, скептики не верили своим ушам. Некоторые хулители назвали нашу мысль "помощью советским военным". Но мы дали четкий и прямой ответ, указав на то, что характер ядерной угрозы эволюционирует, а, следовательно, вместе с ним надо менять и наши оборонные стратегии.
В ситуации, когда холодная война близилась к своему финалу, росла вероятность аварии или ядерного удара со стороны какого-нибудь государства-изгоя или террористической организации. Новообразованные государства - Украина, Казахстан и Белоруссия - претендовали на владение советским ядерным оружием, размещенным на их территории: вместо одной ядерной державы возникало четыре. По территории России, на которую приходятся 11 часовых поясов, были рассредоточены 30 тыс. ядерных боеголовок, тонны радиоактивных, биологических и химических материалов, а также тысячи безработных ученых, ранее трудившихся над созданием оружия. Закрытое общество, в котором хранились ядерные тайны Советского Союза, широко распахнуло двери, треснув изнутри, - и арсенал самого смертоносного оружия на планете остался без должной защиты.
Программа Нанна-Лугара исходила из простой предпосылки: безопасность хранения ядерного оружия и материалов в бывшем Советском Союзе непосредственно связана с нашей собственной безопасностью, и действовать в одностороннем порядке мы не можем. Мы должны были сотрудничать с бывшими республиками СССР.
Россия нашла, что сотрудничество отвечает и ее собственным интересам - обеспечению надежного хранения ядерного арсенала, выполнению обязательств по договорам о контроле над вооружениями, возвращению советских боеголовок на территорию России. Из этих новых общих интересов и родилось партнерство. Мы полагаем, что плоды этого партнерства говорят сами за себя.
Украина, Казахстан и Белоруссия - некоторое время бывшие третьей, четвертой и восьмой по величине ядерными державами в мире - добровольно отказались от своего ядерного оружия. Поступив таким образом, они подали всему остальному миру яркий пример бесстрашия.
Более того, сегодня тысячи ученых, в советское время создававших оружие, трудятся в гражданских структурах. Помимо вооружений, которые были сданы на надежное хранение, разряжено 7 тыс. ядерных боеголовок - это больше, чем арсеналы Великобритании, Франции и Китая, вместе взятые - а также сотни атомных подводных лодок, ракет и бомбардировщиков.
Сегодня Россия берет на себя большую ответственность за продолжение работы, которую мы делали вместе, и вкладывает миллионы долларов в крупные проекты типа уничтожения ее колоссального запаса химического оружия. Программа Нанна-Лугара признана, особенно после 11 сентября 2001 года, одним из ключевых элементов недопущения попадания оружия массового уничтожения в руки террористов.
В свете опыта, накопленного за 15 лет работы, президентам Бушу и Путину следует расширить программу Нанна-Лугара за пределы границ бывшего Советского Союза, дабы помочь другим странам избавиться от опасного оружия и материалов.
Мы уже приступили к этому: в 2002 году власти США и России в сотрудничестве с неправительственной американской организацией Nuclear Threat Initiative вывезли из Сербии более 100 фунтов ядерных материалов оружейного назначения. С 2004 года наши страны вместе работают над изъятием запасов высокообогащенного урана с других ненадежных объектов по всему миру.
Сейчас правительства многих стран потихоньку интересуются поддержкой в рамках программы Нанна-Лугара по решению проблем, связанных с опасным оружием. Благодаря программе Нанна-Лугара Албания недавно добилась у США помощи по уничтожению тайного запаса химического оружия, оставшегося с холодной войны.
Опыт программы Нанна-Лугара может быть использован и в Северной Корее, если Пхеньян согласится отказаться от ядерного оружия, или в Юго-Восточной Азии, если там попросят о помощи с надежным хранением патогенов и вирусов. Совместные американо-российские усилия придадут международную легитимность этим миссиям, столь часто имеющим щекотливый характер. Продемонстрировав, что россияне и американцы готовы работать совместно и в любой момент отправляться в любую точку мира для нейтрализации угроз, стороны смогут внести свой вклад в предотвращение новых бедствий и создать еще один мощный инструмент международного влияния, который воспрепятствует террористам завладеть оружием массового уничтожения.
Бывший Советский Союз был стартовой чертой этой программы, но он не должен стать ее финишем. Террористы, ищущие ядерное оружие или сырье для него, необязательно отправятся туда, где таких материалов всего больше, а предпочтут места, где эти материалы хуже всего охраняются. Мы должны расширить и углубить концепцию Нанна-Лугара для того, чтобы способствовать безопасному хранению и уничтожению опасного оружия и материалов, в какой бы точке мира они ни находились.
Дик Лугар - член комитета по международным отношениям при Сенате США; Сэм Нанн - бывший сенатор, сопредседатель и исполнительный директор организации Nuclear Threat Initiative
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях