Financial Times | 20 декабря 2004 г.
Финальная сцена фарса вокруг ЮКОСа
Аркадий Островский
Вчера на аукционе по продаже компании "Юганскнефтегаз" разыгралась драма, которая была бы очень интересна для великого мастера литературы абсурда Гоголя.
Аукцион, который стал финальным актом наступления правительства на ЮКОС, был назначен на четыре часа дня. Перед железными воротами здания Российского фонда федерального имущества, который проводил торги, толпились репортеры и другие заинтересованные лица. Тех, кто был в специальном списке приглашенных, пропускали в помещение, остальные, включая двух юристов группы "Менатеп", крупнейшего акционера ЮКОСа, оставались стоять у ворот под моросящим дождем.
Внутри здания, в кабинете на четвертом этаже за длинным столом сидели мужчины в деловых костюмах - члены комитета по проведению аукциона. Напротив были расставлены три стола для участвующих в торгах покупателей, но один из столов так и остался незанятым.
Объяснив процедуру аукциона, члены комитета скрылись в задней комнате для того, чтобы удостовериться, что участники аукциона внесли необходимый для участия в торгах первый взнос в сумме 1,7 млрд долларов.
Затем организаторы аукциона вернулись и вручили двум покупателя специальные значки участников аукциона и таблички с номерами один и два.
Участником номер один оказалась неизвестная компания "Байкалфинансгруп". Вторым участником - компания "Газпромнефть", подразделение "Газпрома". Никто из присутствующих на аукционе не сомневался в предстоящей победе "Газпромнефти".
Представители комитета уступили место аукционисту - человеку, которого, казалось, переполняла гордость от сознания своей исторической роли. Хорошо поставленным голосом оперного певца аукционист зачитал правила торгов: участникам не разрешается пользоваться мобильными телефонами, ходить по аукционному залу или покидать его. Аукционист сказал и о том, что свои предложения цены участники торгов должны делать "громких голосом".
Участник номер один - "Байкалфинансгруп" - поднял вверх свой номер и назвал свое предложение цены - 260,75 млрд рублей. Но представитель "Байкалфинансгруп" назвал свою цену так тихо, что аукционист не услышал ее и громким голосом повторил, что участник предложил стартовую цену в 246,75 млрд рублей. Возражений из зала не последовало.
Затем аукционист попросил участника номер два сделать свое предложение. Представитель "Газпромнефти" попросил разрешения выйти из комнаты для того, чтобы позвонить по мобильному телефону, что было явным нарушением правил торгов.
Через пару минут он тихо вошел в комнату и сел. Представитель "Байкалфинансгруп" повторил свое предложение цены - 260,75 млрд рублей, но участник номер два хранил молчание.
Аукционист повторил предложенную цену три раза и ударил в гонг.
Таинственная компания, которая была зарегистрирована в городе Тверь всего несколько недель назад, стала владельцем одного из крупнейших нефтяных активов в России.
Как в пьесе Гоголя "Ревизор", финал представлял собой продолжительную немую сцену.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях