Le Figaro | 20 декабря 2005 г.
Касьянов, или невозможность политических дебатов в России
Ирина де Шикофф
Он никогда не повышает голоса. Это не в его духе. Даже в трудную минуту. Обращаясь к своим сторонникам, Михаил Касьянов, одетый в темный костюм и голубую - под цвет глаз - рубашку, признает, что "власть выиграла первую битву", но что "борьба только начинается". Бывший премьер-министр, который пытается собрать под своим знаменем либералов в преддверии парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года, потерпел провал. Какой смысл это отрицать. "Власть сильна, очень сильна, - говорит он. - Но на нашей стороне - наши убеждения, наша вера в демократию и ее принципы".
В ночь с пятницы на субботу Татьяна Разбаш, пресс-секретарь Михаила Касьянова, узнает, что зал, где должен был состояться съезд Демократической партии, "занят" группой неизвестных. Рано утром около сотни людей с антикасьяновскими плакатами не пропускают в здание делегатов из провинции. Участники мероприятия спешно перебазируются. Съезд пройдет возле блошиного рынка в Измайлово. Руководителей Демократической партии - всего 149 человек. Кворум не набран. Собрание переименуется в конференцию, а в Доме союзов, в центре города, другие 212 делегатов избирают лидером партии Андрея Богданова, председателя ЦК ДПР.
Подрывная работа. Созданная в момент распада СССР, Демократическая партия пережила свой звездный час и была всеми забыта. Михаил Касьянов решил "разбудить" ее, так как считал, что это одна из редких партий, которая не вызывала никакой "аллергии" у различных групп, приверженных идеалам либерализма. С тех пор как было объявлено о предстоящей съезде, местные руководители заметили, что в провинции против партии началась подрывная работа. Их уговаривали. Им угрожали. Их призывали отказаться от избрания Михаила Касьянова лидером партии. Операция "кнут и пряник" принесла свои плоды.
Можно ли в России заниматься политикой без санкции Кремля? Все московские аналитики убеждены, что нет. После того как в феврале 2004 года Михаил Касьянов покинул правительство, он перепробовал многое. Этот технократ - человек компромисса. Переговорщик. Он никогда не был "ястребом". Одно время он вынашивал идею учредить банк, но министерство финансов перечеркнуло эту надежду. Бывший премьер-министр довольствовался созданием консалтинговой фирмы. Неожиданно, находясь с визитом в США, он открыто подверг критике политику Кремля, а по возвращении стал оппозиционером. А следовательно, мишенью.
В поездках по российской глубинке Михаил Касьянов столкнулся в начале ноября с интригами, которые плел против него один из депутатов от "Единой России", а в декабре - с пропутинской молодежной группировкой "Наши", которая хотела сорвать его выступление. Против Касьянова был также подан судебный иск. Возникло уголовное дело о "приватизации" бывшим главой правительства одной из двух государственных дач: одна досталась ему, другую приобрел его друг - банкир.
Российский Ющенко. Одни называют Михаила Касьянова кандидатом олигархов, жаждущих реванша и мечтающих разделаться с президентом Владимиром Путиным. Другие сравнивают его с Виктором Ющенко, который, прежде чем стать одним из лидеров "оранжевой революции" и президентом Украины, тоже был премьер-министром. Как и у него, у "Миши" есть своя нимфа-советчица - Ирина Хакамада, которая возглавляет партию "Наш выбор" и считается единственным "мужчиной" в оппозиции. За прямоту.
Коротко стриженая, смуглая, в больших очках, Ирина Хакамада приехала в Измайлово поддержать Касьянова. Кремлевские "политтехнологи" напрасно тратят деньги, они вполне могли тихо уничтожить Демократическую партию, задушить, вместо того чтобы пытаться ее купить, утверждает она. "Спектакль с расколом организации, который они нам устроили, в конечном счете нам только выгоден. Власть истерично реагирует на все инициативы оппозиции".
До прихода в министерство финансов в 1995 году Михаил Касьянов долгое время проработал в советском Госплане. Механикой коммунистического управления он владеет так же хорошо, как и механикой новой бюрократии, выросшей после крушения СССР. Долгое время его обязанностью было ведение переговоров о реструктуризации российского внешнего долга, за что злоязычная пресса присвоила ему кличку "Миша два процента". Его имя неоднократно мелькало в скандальных аферах, в том числе в деле об исчезновении кредита МВФ в размере 4,9 млрд долларов. Но все расследования заканчивались ничем.
В Москве пресса и наблюдатели задаются вопросами о целях этого человека, который совсем не похож на камикадзе. Сам Михаил Касьянов спокойно объяснил свою позицию: "Что меня пугает, так это то, как быстро общество привыкает к происходящему. То, что происходит, напоминает тоталитарный СССР". Пусть даже ему не верят, новый объединитель оппозиции не будет повышать голос. Это не в его духе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях