UPI | 20 декабря 2005 г.
Чего боится Кремль?
Питер Лавелль
Бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов, непреклонный оппонент президента Владимира Путина, узнал в минувшие выходные, что бросить вызов правящему политическому классу, частью которого он сам когда-то был, означает вступить в тяжелую битву.
Касьянов, смещенный с поста премьер-министра в 2004 году, через четыре года после прихода Путина к власти, с тех пор не видел легкой жизни. Через год после ухода он вернулся в поле зрения публики, выступив с резкой критикой Путина. Обвиняя Путина в отступлении от демократии, ужесточении контроля за электронными средствами массовой информации и пренебрежении нормами права, Касьянов призвал российские либеральные партии объединиться вокруг него.
Вскоре после того, как он произнес свою резкую обличительную речь против Кремля, в отношении Касьянова было возбуждено уголовное дело по факту приобретения им элитного куска московской недвижимости по бросовой цене в период пребывания на посту премьер-министра. Очевидно, кто-то в Кремле решил, что, вернувшись в политику, Касьянов тем самым нарушил "неписаное соглашение при уходе в отставку" - оставаться вне политики. Это уголовное дело стало удобным способом напомнить электорату кличку бывшего премьер-министра - "Миша два процента". Перед тем как Касьянов стал премьер-министром в 2000 году, звучало много обвинений в том, что он имеет привычку брать себе небольшой "откат" за работу, сделанную в интересах государства.
Расследование по факту покупки дачи Касьяновым началось весной этого года и все еще продолжается. По этой причине - и не только - большинство российских либералов, потерпевших унизительное поражение на парламентских выборах 2003 года, держатся от Касьянова на расстоянии вытянутой руки. Метаморфозу Касьянова, превратившегося в либерала, трудно воспринять тем, кто ратует за либеральные ценности начиная с распада Советского Союза в 1991 году. Когда Касьянов занимал пост премьер-министра, он был либералом в экономике. Многие считали, что он поддерживает интересы небольшой группы сверхбогатых олигархов, при этом он почти никогда не затрагивал проблемы, о которых говорит сегодня.
В своих усилиях реанимировать находящуюся в состоянии спячки либеральную Демократическую партию России и стать ее лидером Касьянов встречает препятствия на каждом шагу. На съезде ДПР, который прошел в Москве в минувшие выходные и от которого Касьянов ждал поста лидера, обнаружился раскол по вопросу о его лидерстве. Накануне ночью люди, называющие себя членами ДПР, заняли зал заседаний и на следующий день просто не пропустили туда Касьянова и его сторонников. Касьянов с небольшой группой последователей провел форум в другом здании. Но у них не было кворума, поэтому Касьянов так и не был избран лидером партии. Между тем соперник Касьянова проводил свой съезд в основном зале заседаний.
Выходит, Касьянов стал жертвой грязного трюка? Большинство средств массовой информации отвечают на этот вопрос утвердительно. Стал ли Касьянов жертвой Кремля, желающего пресечь на корню политические амбиции бывшего премьер-министра?
Проблемам, которые возникают у Касьянова в процессе его возвращения к политической жизни, можно дать несколько объяснений. Во-первых, члены кремлевской элиты, судя по всему, намерены перекрывать кислород любому "несанкционированному" политику. Две самые важные российские либеральные партии, "Яблоко" и "Союз правых сил", ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, чтобы остаться в публичной политике, а рейтинг популярности самого Касьянова среди избирателей остается минимальным.
Во-вторых, что вероятнее всего, вряд ли существует спланированная на высоком уровне кампания против Касьянова. Скорее политики и бюрократы более низкого уровня стремятся набрать себе очки, порадовав своих боссов. То же самое говорили о грязных трюках, применяемых против Владимира Рыжкова и его новой Республиканской партии. Рыжков остается практически неизвестен в России, хотя о нем много пишут в западных средствах массовой информации. Рыжков - легкая мишень для многих в политике, но не потому, что элита боится Рыжкова либо Касьянова.
Правящая политическая элита России очень хорошо знает, что предвыборные заявления Касьянова и Рыжкова не находят отклика у электоральных масс. Между тем применение грязных трюков против политических оппонентов может нанести удар по самому Кремлю: средства массовой информации уделили Касьянову намного больше внимания из-за усилий власти помешать ему, чем они писали и говорили о Касьянове как претенденте на лидерство в политической партии, значимость которой вызывает сомнения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях