The Washington Post | 20 декабря 2006 г.
Буш впервые сказал, что США не выигрывают войну в Ираке
Питер Бейкер
Президент планирует увеличить число солдат и морских пехотинцев, чтобы справиться с напряжением, возникающим при развертывании сил на множестве позиций
Президент Буш впервые признал вчера, что Соединенные Штаты не выигрывают войну в Ираке, и сообщил, что планирует увеличить общую численность "испытывающих напряжение" американских вооруженных сил, чтобы справиться с требованиями, которые предъявляет долгосрочная борьба с террористами в мировом масштабе.
В поисках новой стратегии в Ираке Буш теперь для описания ситуации принял на вооружение формулу, которую ему предложил его главный военный советник. "Мы не выигрываем и не проигрываем", - сказал Буш в интервью газете Washington Post. Такая оценка стала радикальным пересмотром позиции для президента, который за несколько дней до ноябрьских выборов заявил, что "мы, безусловно, выигрываем".
Другой разворот состоит в том, что, по словам Буша, он приказал министру обороны Роберту Гейтсу разработать план увеличения численности армии и морских пехотинцев, приняв во внимание предупреждения Пентагона и Капитолийского холма, что многочисленные точки развертывания войск в Ираке и Афганистане до предела напрягают вооруженные силы. "Мы должны укрепить наши вооруженные силы", - сказал Буш, администрация которого еще летом была категорически против увеличения армии.
Однако в ходе широкого совещания в Овальном кабинете президент сказал, что интерпретирует победу демократов на выборах полтора месяца назад не как мандат на прекращение американской операции в Ираке, а как призыв найти новые пути к тому, чтобы завершить ее успешно. Он подтвердил, что рассматривает возможность краткосрочного наращивания сил в Ираке, хотя против этого варианта возражают некоторые военачальники, опасаясь, что это не поможет.
Существенное увеличение численности вооруженных сил займет годы и не скажется немедленно на ходе войны в Ираке. Но оно будет началом ответа на растущую тревогу среди командиров относительно состояния вооруженных сил. Хотя президент не вдавался в подробности, другие представители американской администрации готовят планы наращивания численности действующих военных в стране на 70 тыс. человек.
Рост числа военнослужащих ускорит рост и без того увеличивающихся расходов на военную операцию. По словам американских чиновников, администрация готовит просьбу о выделении дополнительных средств в размере 100 млрд долларов на военные операции в Ираке и Афганистане, помимо тех 70 млрд, которые уже были одобрены на текущий финансовый год. Это больше чем в полтора раза превысит расходы, изначально заложенные на 2007 финансовый год, так что этот год станет самым дорогостоящим с момента вторжения в 2003 году.
После терактов 11 сентября 2001 года конгресс одобрил свыше 500 млрд долларов расходов на войну в Ираке и Афганистане, а также на антитеррористические операции в других местах. Дополнительные 100 млрд доводят общие расходы до 600 млрд, а это больше, чем было потрачено на войну во Вьетнаме, которая с поправкой на инфляцию обошлась, по данным исследовательского подразделения конгресса, в 549 млрд долларов.
Несмотря на такие суммы, командиры все больше обеспокоены бременем длительных миссий и способностью военных одновременно справляться с разнообразными угрозами по всему миру. Начальник штаба сухопутных войск США генерал Питер Шумейкер предупредил конгресс на прошлой неделе, что регулярная армия "надорвется" в результате перебрасывания с места на место по сегодняшним зонам военных действий. Бывший госсекретарь Колин Пауэлл, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов, сказал в воскресенье в передаче телекомпании CBS News "Лицо нации", что "действующая армия находится на грани срыва".
Демократы многие годы призывали к созданию дополнительных подразделений. Сенатор Джон Керри предлагал увеличить численность войск на 40 тыс. человек во время своей президентской предвыборной кампании 2004 года против Буша, но это предложение было отвергнуто администрацией. Совсем недавно, в июне, администрация Буша воспротивилась созданию дополнительных войск, поскольку реструктуризация "позволяет нашим военным увеличивать возможности ведения войн, не меняя своей нынешней численности".
Но вчера Буш изменил свое мнение. "Я склонен думать, что нам нужно увеличить численность войск - и армии, и морской пехоты, - сказал он. - Я говорил об этом с министром обороны Гейтсом, и он собирается обсудить это с людьми своего ведомства и вернуться ко мне с рекомендациями относительно того, как осуществить эту идею".
Описывая свое решение, Буш привязал его к более широкому контексту борьбы с исламскими экстремистами по всему миру, а не только в Ираке. "Анализ показывает, что эта идеологическая война будет продолжаться еще некоторое время, и нам потребуются военные, которые способны поддержать наши усилия и помочь нам добиться мира", - сказал он.
Буш выбрал иной термин, нежели Пауэлл. "Я не слышал слово "срыв", - сказал он, - но я слышал выражение "испытывает стресс"... Нам нужно укрепить наших военных. Несомненно, в последнее время мы много их использовали. Принципиальный вопрос - смогут ли республиканцы и демократы, работая вместе с администрацией, заверить наших военных и американский народ в том, что мы разместим наши войска так, что они будут готовы и способны вести длительную войну?"
Демократы ухватились за комментарий Буша. "Я рад, что он осознал необходимость увеличения численности вооруженных сил, но демократы говорят об этом уже два года", - сказал член палаты представителей Рам Эмануэль, новый глава демократической фракции. Керри выступил с заявлением, в котором действия Буша расценены в качестве "прагматического шага, необходимого как реакция на предупреждения надорвавшихся военных", но отметил, что он выступает против увеличения численности войск в Ираке. Еще до появления сообщений об интервью Буша член палаты представителей Айк Скелтон, вступающий в должность председателя комитета по военной службе, сказал репортерам, что военные "истекают кровью" и что "мы должны применить кровеостанавливающий жгут и укрепить силы".
Армия уже временно увеличила свою численность с 482 тыс. солдат на действительной военной службе в 2001 году до 507 тыс. сегодня, а вскоре эта цифра достигнет 512 тыс. человек. Но армия хочет, чтобы это увеличение на 30 тыс. человек стало постоянным, после чего хочет добавить еще от 20 до 40 тыс. военнослужащих. Об этом заявили военные и гражданские чиновники, согласившиеся говорить на условиях анонимности. По сведениям военных, каждые дополнительные 10 тыс. солдат обходятся примерно в 1,2 млрд долларов в год. Поскольку комплектование и обучение войск требует времени, официальные лица предупреждают, что любое повышение численности даст ощутимый эффект не ранее 2008 года.
Буш, всегда говоривший, что Соединенные Штаты в Ираке ждет победа, вчера признал то, что Гейтс, Пауэлл и большинство опрошенных американцев уже поняли. "Генерал Пейс использует интересное выражение - "мы не выигрываем, мы не проигрываем", - сказал Буш, имея в виду председателя Объединенного комитета начальников штабов, генерала морской пехоты Питера Пейса, который перед интервью был замечен рядом с Овальным кабинетом. - Имели место некоторые чрезвычайно позитивные сдвиги... Но, естественно, реальная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это межэтническое и межконфессиональное насилие, с которым надо бороться".
Когда вчера его спросили про слова "мы, безусловно, выигрываем", сказанные на пресс-конференции 25 октября, президент представил дело таким образом, что это было предсказание, а не оценка нынешней ситуации. "Да, это было указание на мою веру в то, что мы обязательно победим".
Буш сказал, что он еще не принял решение о новой стратегии в Ираке и подождет, пока Гейтс вернется из поездки туда, чтобы оценить ситуацию. "Я должен поговорить с ним, когда он вернется, - сказал Буш. - Я должен еще проконсультироваться со специалистами по национальной безопасности, которые будут узнавать мнение других людей. Я собираюсь потратить время, чтобы убедиться, что выработанная в конечном итоге политика покажет американскому народу, что мы нашли новый путь вперед".
Среди вариантов, которые рассматривает Белый дом, - отправка еще 15-30 тыс. военнослужащих в Ирак на срок от шести до восьми месяцев. По сведениям от официальных лиц, эту идею поддерживают такие важные фигуры, как сенатор Джон Маккейн; ее продвигает и ряд инсайдеров в Белом доме, но начальники штабов выступают против, поскольку, как они считают, сторонники этой идеи недостаточно адекватно определили цели этой миссии.
Военное командование предупредило, что кратковременное наращивание контингента приведет к усилению атак на американские войска, говорят чиновники, которые согласились говорить о заключении военных на условиях анонимности, поскольку оно еще не завершено. Буш не стал вдаваться в детали, но сказал, что "все варианты имеют право на существование".
Хотя высшее военное руководство сомневается в осмысленности увеличения контингента, оно начало предпринимать шаги по подготовке такого развития событий, если приказ Буша все-таки последует. Чиновники министерства обороны вчера заявили, что Американское центральное командование направило Гейтсу два отдельных запроса на дополнительные силы на Ближнем Востоке, в том числе на дополнительную бригаду армии численностью около 3 тыс. военнослужащих, которая будет находиться в резерве в Кувейте, и на вторую авианосную ударную группу, которая бы переместилась в Персидский залив.
Гейтсу еще предстоит санкционировать эти решения, которые усилят американские войска в регионе на 10 тыс. человек, говорят военные. Предшествующие резервные силы - 15-й экспедиционный отряд морской пехоты - были недавно переброшены в иракскую провинцию Анбар для помощи в подавлении межэтнического и межконфессионального насилия. Командующий американскими силами в Ираке генерал Джордж Кейзи запросил дополнительную бригаду - скорее всего, это будет 2-я бригада 82-й воздушно-десантной дивизии - которая должна быть готова к переброске в случае необходимости в иракские "горячие точки".
Дополнительная авианосная ударная группа даст возможность главе Центрального командования генералу Джону Абизайду действовать в этом взрывоопасном регионе более гибко. Хотя подобный шаг, конечно, станет ясным сигналом для Ирана, он, как говорят военные чиновники, одновременно создаст дополнительные возможности для нанесения ударов в Ираке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях